Казахстанский учитель-полиглот намерен изучить восьмой по счету язык

Педагог из Туркестанской области Смадияр Каримов владеет семью языками — казахским, английским, русским, узбекским, турецким, арабским и корейским. Он преподает в школе-гимназии Казыгуртского района. В беседе с автором ИА «NewTimes.kz» Маратом Муслимовым учитель-полиглот поделился секретами изучения языков, а также высказал свое мнение о перспективах и проблемах развития казахского языка.

24.kz

— Смадияр, в чем секрет вашего успеха в покорении иностранных языков?

 — В детстве арабскому языку меня учил отец. В школе я начал изучать английский, турецкий и русский. Так как наш район расположен возле границы с Узбекистаном, я с ранних лет слышал узбекскую речь, смотрел узбекские телепередачи. Есть выражение, смысл которого сводится к следующему: тот, кто говорит на одном языке, — один человек, а тот, кто владеет двумя,— это две личности. Сейчас я знаю семь языков. Недавно заинтересовался корейским. Я ездил в Южную Корею пару раз. Сначала выучил алфавит, потом начал самостоятельно изучать. Теперь планирую взяться за китайский язык. Всегда стараюсь идти навстречу новым знаниям. Это очень увлекательный процесс. 

— Что дает вам знание нескольких языков?

 — Во-первых, знание языков открыло для меня самобытность народов, способ узнать их характер и менталитет. Во-вторых, изучение языков — это ключ к новым возможностям и знаниям. Лично для меня, в первую очередь, покорение иностранных языков дает возможность приобщиться к культуре того или иного народа, то есть, духовно обогатиться. А что касается практических плюсов — это уже второстепенная деталь. К примеру, мне очень приятно во время посещения стран ближнего и дальнего зарубежья общаться напрямую с жителями этих государств. Кроме того, я довольно часто встречаю иностранцев в нашем регионе, с которыми стараюсь общаться и, таким образом, практиковать произношение, стилистику языка.

 — В конце прошедшего месяца правительство Казахстана утвердило очередную концепцию развития государственного языка до 2029 года, согласно которой отдельных политических госслужащих обяжут знать казахский язык. При этом утверждается, что он станет основным рабочим языком в сфере государственной службы. В связи с этим что вы думаете о перспективах и проблемах развития казахского языка в Казахстане?

 — Когда дело доходит до языкового вопроса, мое отношение как гражданина, очень сдержанное. Да, я весьма скромно оцениваю эффект от реализации различных госпрограмм, принятых в нашей стране за годы независимости и направленных на развитие казахского языка. Прежде чем объяснить свою позицию, хочу подчеркнуть, что государственный язык играет важную роль в формировании национальной идентичности, обеспечении коммуникации и развитии культуры в каждой стране. И Казахстан — не исключение. Одна из основных проблем, из-за которых государственный язык занимает то положение, в котором находится, — это недостаток использования казахского языка в повседневной жизни граждан.

В силу исторических и социокультурных причин русский язык остается широко распространенным и используется во многих сферах, включая бизнес, образование и массовые медиа. Но здесь необходимо учитывать некоторые нюансы. Допустим, на юге и западе страны государственный язык хорошо знают хотя бы на бытовом уровне большинство жителей этих регионов. Возможно, какую-то роль играет и среда. Но, как я уже говорил, решающее значение имеет личная заинтересованность казахстанцев в изучении языка.

Другой проблемой является недостаточное количество высококачественных учебных материалов и ресурсов на государственном языке. Это затрудняет обучение и использование казахского как второго языка для тех наших соотечественников, для которых он не родной язык. Поэтому считаю необходимым разрабатывать и распространять как можно больше учебных материалов, а также поддерживать создание культурных и образовательных ресурсов на казахском языке. Несмотря ни на что, перспективы развития государственного языка в Казахстане есть.

Стоит отметить, что молодое поколение казахстанцев все больше осознает важность сохранения и развития своего языка и культуры. Молодежные организации, литературные клубы и медиапроекты активно работают над продвижением казахского языка и его использованием в различных сферах общества. То есть, свою лепту в решение этой проблемы вносит и демография, по данным которой с каждым годом растет численность коренного населения, а значит и территория его распространения. Нельзя не отметить и усилия правительства, которое в последние годы активно поддерживает программы по пропаганде и развитию казахского языка.

Его введение в образовательные учреждения, повышение статуса государственного языка в учреждениях и госорганах, создание специальных фондов для поддержки культуры и литературы на казахском языке — все это способствует укреплению и развитию государственного языка. Но беда в том, что во всех правительственных решениях присутствует некая половинчатость. Наподобие той, когда строгость законов смягчается необязательностью их исполнения.

Помимо этого, языковой вопрос сейчас, к сожалению, приобрел некий политический подтекст, когда вместо консолидирующей роли он становится предметом раздора в нашем обществе. К счастью, подобные случаи все же редки. В целом, развитие государственного языка в Казахстане — это достаточно сложная задача, но при наличии поддержки со стороны правительства, активного участия общества и осознания важности языка для национальной идентичности, есть надежда на его дальнейшее развитие и укрепление в стране. 

— И все же, Смадияр, как Вы считаете, почему повсеместный переход на государственный язык в Казахстане так затянулся? Казалось бы, ни в одной республике бывшего союза нет такой проблемы. 

— Грубой силой в этом вопросе нельзя ничего добиться. Принуждение к знанию государственного языка с помощью административных методов, я уверен, создаст лишь напряжение в обществе. Поэтому языкового радикализма надо бояться пуще огня. Однако это не означает, что дело укрепления и развития государственного языка надо пустить на самотек. Иначе придется ждать слишком долго. Только мягкая сила: культурное воздействие, стимулирование, поощрение и другие побудительные мотивы дадут желанные плоды. В принципе, какого-то уникального рецепта в решении этой проблемы нет. Все умные мысли были уже сказаны задолго до меня. Просто, наверное, надо набраться терпения. 

— Как вы считаете, должна ли существовать прочная взаимосвязь между национальной идеей и развитием государственного языка? 

— На мой взгляд, национальная идея, которую приняло бы казахстанское общество, должна вобрать в себя, в том числе, философию и необходимость развития государственного языка. То есть, они должны сочетаться, как электрический ток и электромагнитное поле.

 — Спасибо за беседу!