Айгуль Омарова, публицист: «О списке «позорных фильмов»

В The Calvert Journal - издании, специализирующимся на современной культуре, появились заметки о современном казахском кино.

 

В своём Отечестве пророков нет. Эта истина вновь подтверждается в Казахстане, если речь идёт об отечественном кино. Это где-то маститые кинокритики ломают голову, откуда появляются, как грибы, фильмы, где наряду с национальным колоритом присутствует знание мировых киношедевров и проявляется нечто самобытное. А жюри различных конкурсов выдаёт этим картинам премии. У нас же этих фильмов не увидеть в прокате, поскольку те, кто захватил этот рынок, убеждены, что на казахстанские картины зритель не пойдёт. И ничего, что во время премьер аншлаг. В лучшем случае пару-тройку раз их покажут по различным телеканалам, плюс в различных изданиях появятся публикации об этом.

Поводом для очередного раза поговорить на тему отечественного кино для меня стало появление заметок о казахском кино в The Calvert Journal, ссылку на которые привела на своей страничке в Фейсбуке известный киновед Гульнара Абикеева. Сценарист и режиссёр Трэвис Кроуфорд написал о пяти казахских режиссёрах, которых, по его мнению, нужно знать. Издание, в котором появилась его публикация на днях, служит своего рода руководством по современной культуре нового востока, как это отмечено вездесущим гуглом. Под новым востоком понимается, как постсоветский мир, так и Балканы, а также бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы.

С учётом того, какие бурные дискуссии вызвали отзывы министра культуры и спорта Казахстана о современных кинорежиссёрах, публикацию Кроуфорда можно считать ответом чиновнику, который, получается, своим словами проявил незнание во вверенной ему епархии. Напомню, что министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы на первом заседании художественных советов по театральной, музыкальной деятельности, киноиндустрии, перечислил ряд фильмов, которые, по его мнению, позорят Казахстан. К ним он отнес картины «Хозяева», «Риэлтор» режиссера Адильхана Ержанова, а также «Уроки гармонии» Эмира Байгазина.

Позже после брифинга в Службе центральных коммуникаций Арыстанбек Мухамедиулы заявил журналистам, что уважает и Адильхана Ержанова, и Эмира Байгазина, но хотел бы, чтобы они снимали патриотическое кино, на исторические темы или картина наподобие «Миллионера из трущоб». Жаль, что никто до настоящего времени не нашёлся ответить министру, что проводить параллели между картиной об индийском парне и гражданами нашей стране не только некорректно, но и унижает наших сограждан, ибо у нас иные реалии, чем у паренька из трущоб. Арыстанбек Мухамедиулы подчеркнул, что он хотел бы, чтобы казахстанские режиссёры использовали свой талант не на показ ничтожных человеческих качеств, а на созидательную деятельность. При этом он отметил, что многие в стране не смотрели фильмы Байгазина или Ержанова, чтобы давать им оценку. В этом, увы, г-н министр прав. Жаль только, что он не продолжил свою мысль. Ведь картины не смотрели не потому, что фильмы заумны и не для казахстанского зрителя, а лишь по той причине, что их нет в прокате. Вот этим бы - прокатом казахстанских лент - и заняться министерству культуры и спорта. Добро бы, если бы речь шла только об артхаусных картинах, которые и впрямь не все поймут, но, к примеру, стопроцентно казахская картина «Кемпір» Ермека Турсунова, пробуждающая ностальгию по Алма-Ате конца 60-начала 70-х годов, воспевающая любовь и дружбу, остаётся вне поля зрения казахстанских кинопрокатчиков. Странно, что министр об этом не говорит. Да что там, если и исторические ленты, снятые «Казахфильмом», также не увидеть на экранах кинотеатров и в телеэфире. Чего тогда требовать от молодых казахстанских художников, которые прекрасно знают состояние дел в отечественном кино, а потому снимают ленты, которые могут вызвать интерес на международных кинофестивалях.

Но вернёмся к заметкам Трэвиса Кроуфорда. 7 августа 33 года исполняется Адильхану Ержанову - тому самому парню, чья картина «Үкілі кәмшат» вызвала овации на Каннском фестивале в 2014 году, а английский кинокритик Джефф Эндрю отметил этот фильм в 10-ке лучших картин, показанных в Каннах в 2014 году. Как считает Трэвис Кроуфорд, Казахстан производит немало картин, но его кинопроизводство недооценено. Адильхана Ержанова и ещё четырёх других режиссёров Кроуфорд считает людьми, которые стремятся изменить ситуацию к лучшему. При этом Адильхана Ержанова он называет наиболее интересным из всей пятёрки.

Однако начинает свои заметки Кроуфорд с Дарежана Омирбаева. И этот  выбор не случаен. Дарежан Омирбаев - режиссёр, не похожий ни на кого. Его картины «Кайрат», «Кардиограмма» и «Киллер» отмечены на многих кинофестивалях, в том числе и в Каннах и в Венеции. Как указывает Трэвис Кроуфорд, работы Омирбаева «часто суровы и безжалостны», что может оттолкнуть некоторых зрителей. Но его лучшие  фильмы завораживают. Нельзя недооценивать значение творчества Омирбаева, считает Кроуфорд.

Далее Кроуфорд рассматривает фильмы Жанны Исабаевой, Эмира Байгазина и Наримана Туребаева. Работы всех троих тоже удостоены наград различных кинофестивалей, в том числе и международных. Картину «Нагима» Жанны Исабаевой Кроуфорд называет «одним из великих достижений в современном казахском кино».

Эмир Байгазин сегодня, наверное, наиболее известный режиссёр казахского кино. Его картина «Уроки гармонии» получила  главный приз на рынке кинопроектов на 18 международном кинофестивале в Сараево и «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения в рамках 63-го Берлинского кинофестиваля. Сам Эмир не скрывает, что он хочет создать много фильмов. За эпатажностью его поведения на публике скрывается тяжёлый труд в отрочестве на огороде родителей, который научил его одному: чтобы добиться успеха - надо много работать.  Сам Кроуфорд называет «Уроки гармонии» прорывом в казахстанском кинематографе.

У Наримана Туребаева есть большое будущее, потому что избрал для себя иное направление в кино. Жанр комедии, подчёркивает Трэвис Кроуфорд, всегда востребован.

Удивительно, но на днях кинопродюсер Канат Туребай сетовал на отсутствие киноведов в стране, способных профессионально проанализировать фильмы и дать соответствующую оценку. Министр же культуры и спорта и вовсе считает, что молодые кинорежиссёры создают «позорные фильмы». Безусловно, обзор Крофуорда хромает, потому что в нём нет сравнений, а есть только определение пятёрки режиссёров. Не назвал он и многих других наших режиссёров. Например, Ермека Турсунова, Ахана Сатаева, Талгада Жаныбекова и других. И всё же, как мне кажется, обзор Кроуфорда должен послужить хорошим уроком для тех, кто судит об отечественном кинематографе свысока, не утруждая себя как просмотром картин, так и их анализом. Видимо, чем составлять «список позорных фильмов», иногда лучше промолчать.

В статье: