13-летний Геральд Ваакс из Астаны – подросток не только с необычным именем и открытой душой, но и со способностью превращать куски пластилина в целое искусство. Геральд лепит с 3,5 лет и, наверняка, свяжет свою жизнь с этим ремеслом в дальнейшем, даря миру лучшие работы. На странице, посвященной работам Геральда, 42 тыс подписчиков, и еще больше - лайков. Журналист ИА «NewTimes.kz» Владислава Гришина побеседовала с мамой мальчика Елизаветой Ваакс.
В обычной семье Ваакс в Астане растут одаренные дети, которые посвящают все свое свободное время своим любимым хобби: кто-то плетет из бисера, кто-то познал искусство макияжа, кто-то лепит из пластилина. Казалось бы, ничего необычного, вот только результат лепки поразит любого, особенно, если учесть, что Геральду всего 13 лет.
Возможно, такие способности передались детям от их не менее творческой матери. 36-летняя Елизавета Ваакс окончила художественную школу, архитектурный факультет в столичном агротехническом университете имени Сакена Сейфуллина. После пятого курса, отработав всего год, вышла в декрет, и материнство – это та ипостась Елизаветы Ваакс, в которой она нашла себя.
Став матерью трех детей, она обеспечила их всеми условиями для занятий любимыми хобби. Геральд мог часами бесшумно провести за своим столом, пока его настигало вдохновение лепить. Его усидчивости и трудолюбию можно позавидовать.
Говорят, талантливый человек, уникальный во всем. Даже по-другому звучит его имя.
- Имя у Вашего сына достаточно редкое, интересное. Почему Вы решили так его назвать? Существует какая-то отдельная история, или понравилось само значение?
- Когда стали популярны ролики сына в Instagram, я только тогда узнала от комментатора, что есть игра «Ведьмак», а в ней – Геральт. Кто-то в комментариях решил, что папа – фанат этой игры. Хотя папа никак к ней не причастен. Имя Геральд абсолютно никак не связано ни с игрой, ни с книгами. Мы просто листали список имен в Интернете, и нам понравилось Геральд, - ответила женщина.
К слову, Имена у троих детей семьи Ваакс самые что ни на есть оригинальные: Геральд, Евагелина и Николина. К тому же такие имена созвучны с фамилией, как признается сама Елизавета, будь фамилия обычной, имена были бы другие.
- Какие были увлечения у Геральда в детстве?
- Когда он был совсем маленьким, то увлекался готовкой. Он готовил вместе со мной, реже – на своей игрушечной кухне. Такие увлечения у него были до двух-трех лет. Я сама с ним много занималась, потому что мне было интересно с ним играть. Дальше пошли книги. Я была фанаткой детских книг, заказывала различные, и Геральд рано стал слушать. Мог даже пересказывать, понимал, что я читаю. В четыре года его любимой книгой была «Необыкновенные приключения Карика и Вали» советского писателя Яна Ларри.
- А как он пришел к лепке? Вы купили пластилин, и ему понравилось?
- Пластилин дома был, но все началось с мягкого теста. На тот момент не было Instagram или TikTok, где можно было посмотреть идеи, был БебиБлог (самый посещаемый форум матерей и беременных - прим.). Кто-то выложил рецепт мягкого теста из муки, соли, воды и красителя. Та самая точка невозврата наступила в три с половиной года. Впервые он слепил плоскую сову, зайчика и принцессу, - показала женщина снимки журналисту NT.
Я радовалась, и Геральд был в восторге. Он стал лепить ежедневно. Надо заметить, что тесто быстро сохло, и я варила его три раза в неделю, сухие остатки выкидывала. С самого начала у него не было ценности своей работы, он был увлечен именно процессом. А что ты потом будешь делать с ними: выкинешь или оставишь, без разницы.
Многие в комментариях писали, что надо было все сохранять. Но Геральд всегда лепил для игры. Допустим, он лепит кита и тут же им играет, тут же переделывает. Однажды он слепил драконов. А потом оставил одни головы на полу. Оказалось, пол – это вода, а они все под водой. Был у него и столик для игр. На нижнем ярусе – другой мир, как будто подземелье.
Он сразу чувствовал масштаб. С большим китом для сравнения обязательно маленький человек, чтобы показать размеры.
К четырем годам Геральд стал лепить из обычного пластилина, потому что хотелось более сложные формы, а из мягкого теста их не добьешься. Он доходил до всего сам, а когда я предлагала помощь, начинались психи и отрицание моих идей.
С четырех до шести лет был этап фанатизма. Нельзя было вывести гулять, потому что если идти, то с пакетом пластилина, не уложить спать до самой поздней ночи.
Естественно я покупала книги по лепке, но они по ним не лепил, потому что у него был свой подход. В подобных кружках показывают, как лепить правильно. С одного из них он вернулся расстроенный, что все время неправильно лепил птицу. Я сразу его переубедила, что правильно так – как лепит он, а не так, что надо скатать два шарика между собой, а потом придать им форму. Это тоже нормальный подход, но ко всем детям он разный. Геральд всегда вылепливал без шариков. У него было внутреннее понимание и видение формы.
Буквально три-четыре занятия, и ему становилось скучно. В пять мы пошли на лепку из глины. Но и там он продержался месяца два. Мне нравилось, что в творчестве не было рамок, это как терапия. Но глина – другой материал. Ее обжигают и ставишь на полочку. Пластилин же - постоянно меняет форму. Геральд захотел – поменял форму, как-то модифицировал игрушку.
Учитель оттуда пригласил Геральда на выставку. Ему было лет шесть. Приехали репортеры, взяли интервью, потом случился переломный момент. Из-за популярности, предельного внимания, ответственности он практически перестал лепить.
- Чем он занимался в этот период?
- Он увлекся конструктором LEGO до девяти лет. При этом он лепил из пластилина, но не лепил чего-то необыкновенного. В девять лет будто начался новый уровень лепки.
В 2016 году, когда Геральду было пять лет, Елизавета Ваакс записала выдуманную им сказку об Острозубце, запечатлела процесс лепки и обратилась в издание, чтобы сохранить эти воспоминания. Мальчик любил сочинять истории про своих персонажей, так и вышла сказка «Приключения Острозубца».
Фантазия у Геральда, и правда, неистощимая.
- Кем он хочет стать сейчас?
- Он вообще не любит этот вопрос. Он много рассуждает лет с шести, он очень сознательный. Но не любит именно этот вопрос, потому что не понимает, кем хочет стать. Конечно, он хотел бы профессию, чтоб была связана со скульптурой. Но надо учитывать, как много появляется новых профессий, и будет ли актуальна скульптура позже. Сейчас ему нравится мультипликация.
В этом году Геральд сдал экзамены на поступление в художественную школу КазНУИ. Там учеба с седьмого по девятый класс, и при нем есть колледж. Пока нравится – пусть лепит. Мне кажется, это довольно тонкая грань, чтобы не разонравилось от влияния и вмешательства. И когда сейчас резко началось внимание к его хобби, я пытаюсь подавать ему это очень ограниченно.
А еще мы относились к его лепке нейтрально. Потому что сильно выделять его, хвалить, превозносить, когда есть еще две дочки, будет неправильно. Всегда все дети были равны, - призналась женщина.
Аккаунт Геральда с 2015 года ведет сама Елизавета Ваакс, где можно увидеть его первые работы в трехлетнем возрасте. Но аккаунт был больше любительским, а фотографии на память, и ни о какой популярности, регулярном введении странички речи не было.
- Геральд сам не хочет вести свой Instagram?
- Он не хочет. Ему интересен процесс лепки, а не результат и оценка. Иногда спрашивает, сколько просмотров, и все. Он думает над ведением YouTube-канала. Но пока только в планах – поснимать его мастер-классы, накопить их, чтоб с какой-то периодичностью выставлять.
- Делает ли Геральд поделки на продажу? И есть ли в планах?
- Нет, потому что пластилин – недолговечный материал. Когда только слепил – красиво, а потом он весь обтекает. Мы пробовали покрывать поделки лаком – не то. Учитывая, сколько там мелких деталей, они со временем отваливаются от каркаса. Очень много советов, что лепить надо из полимерной глины, из гипса, но сейчас он в этом не заинтересован. Сейчас самый доступный материал для того, что он хочет выразить, - пластилин. А если начать делать на продажу, то можно утерять желание лепить вообще. Да и выглядеть это будет так, как будто мы хотим на Геральде зарабатывать, - смеется Елизавета Ваакс.
Тем не менее у талантливого Геральда есть недоброжелатели, которые в него не верят. В комментариях под видео или фото, к сожалению, можно встретить не самые приятные высказывания.
- Как Вы и Геральд относитесь к хейту?
- Хейт – обратная сторона популярности. Сразу понимаешь, насколько много есть глупых, озлобленных и завистных людей. Я никак на него не отвечаю, какие-то совсем плохие комментарии я либо скрываю, либо удаляю. И причем пишут не по поводу его работ, а по поводу его длинных волос (мол, это неправильно) и имени. Он так хочет. Хочет – растит волосы, захочет – отрежет. У нас в семье нет консервативных взглядов на внешность, и я не считаю, что прическа делает его каким-то не таким. Мы об этом с ним много говорим, его хейт не задевает. Как будто он идет мимо нас, а не на нас.
- Не завидуют ли ему одноклассники, потому что сейчас очень ценно – продвинуться в соцсетях, и подростки делают все, чтобы выйти в рекомендации.
- Отношения со всеми нормальные, зависти и высмеивания нет. Мы разговаривали с ним и про буллинг, Геральд ответил, что у него в классе такого нет, - ответила женщина.