Абдрашит Сыдыханов — первый художник Казахстана, чьи произведения были выставлены в здании Капитолия в Вашингтоне. 12 августа ему исполнилось бы 87 лет. Художник, арт-критик, общественный деятель, корреспондент ИА «NewTimes.kz» Зитта Султанбаева, лично знавшая мастера, решила рассказать, как Абдрашиту Сыдыханову удалось вывести казахское искусство на мировую арену.
12 августа 2024 года могло бы исполниться 87 лет одному из самых выдающихся художников Казахстана — Абдрашиту Ароновичу Сыдыханову (1937–2011). Талантливый мастер, новатор и представитель знаменитого поколения художников-шестидесятников оставил глубокий след в истории казахстанской живописи. Его творческий путь, начавшийся в середине 1960-х годов, длился до конца нулевых, и каждое его произведение отражало не только его уникальный стиль, но и философию жизни.
Его картины стали неотъемлемой частью культурного наследия страны, а сам он был признан заслуженным деятелем искусств Казахстана, лауреатом Государственной премии в области культуры и искусства РК и был удостоен ордена «Курмет».
Родился он в 1937 году в селе Кулагино Гурьевской области (ныне — поселок Есбол, Атырауская область — прим. авт.), а в 1965 году окончил Алма-Атинское художественное училище имени Н. В. Гоголя.
«Девятый микрорайон» (1973). Абдрашит Сыдыханов
Абдрашит Сыдыханов оставил после себя неизгладимый след не только как художник, но и как человек. Для своих друзей, коллег и поклонников он был истинным аристократом во всех аспектах жизни. Его внешность, напоминающая восточного мудреца и знатного шейха, была создана им самим и отражала его внутреннюю сущность — благородную, сильную и мудрую. Эта сила духа проявлялась не только в его мыслях, словах и поступках, но и, что самое важное, в его ярких и светлых картинах, каждая из которых несла в себе глубокий смысл и свет.
Сыдыханов часто шутил и рассказывал о своем происхождении, отвечая на вопрос о своем роде:
«Мы относимся к роду карабай-торемез. Мои предки были Жангере, Жангир-хан. У нас в роду были великие люди, а я был мелким. Во времена коммунизма все казахи утверждали, что они дети пастухов и бедняков. Но с приходом демократии все вдруг стали говорить, что они внуки баев, султанов и ханов. Зачем же, с жиру, что ли, бесились?»
Абдрашит Аронович был человеком, который много читал, глубоко размышлял и стремился к духовным прозрениям. Он находил вдохновение в трудах суфийских мистиков, книгах Ошо и изучении древней руники казахских племен.
Особое место в жизни Сыдыханова заняла работа на киностудии «Казахфильм», где он проработал 25 лет художником-постановщиком. За это время он создал более 1000 эскизов к фильмам, которые внесли значительный вклад в развитие казахстанского кино.
«После окончания художественного училища я попал на Казахфильм, где начал работать ассистентом. Позже кыргызский режиссер Болот Шамшиев пригласил меня на фильм «Выстрел на перевале Караш» в качестве художника по костюмам. Я согласился и начал понемногу осваивать профессию художника кино. Настоящее понимание костюма Бахытогуда пришло ко мне только тогда, когда я надел ему на голову долбай — традиционный головной убор наших предков, алтайских казахов. Буденовка, кстати, это и есть тот же долбай, только с добавленным козырьком. Как только я нащупал этот образ, сразу весь костюм сложился».
Сыдыханов также работал над такими значимыми фильмами, как «Чокан Валиханов», «Красавица в трауре» и «Путь Абая», где он выступал в качестве художника-постановщика. Его вклад в киноискусство Казахстана неоценим, как и его наследие в изобразительном искусстве.
Эскизы к фильму «Путь Абая», 1989. Абдрашит Сыдыханов
Талант Абдрашита Сыдыханова не ограничивался только киноискусством. Он был наставником для многих молодых художников. Он умел разглядеть в каждом ученике потенциал и помогал ему раскрыться, давая мудрые и точные советы. Его остроумие и чувство юмора делали общение с ним легким и приятным. Например, на вопрос о своих делах он мог ответить: «Дела у прокурора, дорогая!», вызывая улыбки у собеседников.
К каждому молодому художнику Абдрашит Сыдыханов находил особый подход, давал советы, которые идеально подходили именно этому человеку. Его наставничество было бесценным, ведь он умел разглядеть в каждом ученике скрытый потенциал и помогал раскрыть его в полной мере.
«Мы живем долго, вечно. Мы снова встречаемся, снова расходимся, и мы здесь разные — и старые, и молодые. Хотя у меня вот борода выросла, и ноги уже стали совсем кривые... но я, вообще, вечный человек, как и вы вечные. Я вас люблю, вы — меня. Давайте создавать в этой жизни праздник. Давайте же создавать в этой жизни праздник. Это же роскошь, ребята!» — говорил он часто.
В 80-е годы Абдрашит Сыдыханов, изменив манеру своего живописного языка, создавал широко известные произведения — «Девушка в дубленке», «Песня жаворонка», «Белый родник», а также «Собака, пожирающая своих щенят», которая была отмечена золотой медалью на биеннале прикаспийских республик в Баку.
В последние годы своей жизни Сыдыханов особенно увлекся изучением казахских родовых знаков, которые он мастерски воплощал в своих картинах, придавая им глубокий символизм. Он всегда гордился своим происхождением и часто упоминал, что его линия рода восходит к знатному роду торе.
Когда его спросили, как он пришел к своей знаковой живописи, Абдрашит Сыдыханов ответил:
«Когда вышел первый том трудов нашего аксакала Торгулана, я наткнулся на фрески Мангыстау, находящиеся в подземном мавзолее, и увидел там шанырак, круг и крест. Тогда я осознал, что это и есть дом кочевника. Так я отправился в пространство символики и вскоре столкнулся с трудностями... Изобразить верблюда, человека или природу, понятно как, но тут символ, и я подумал: что ж, это абстракция, ее и левой ногой можно нарисовать. Но оказалось, что нет. В различных направлениях искусства, таких как абстракционизм, кубизм, сюрреализм, существуют свои законы пространства, пластики и композиции. Я начал буквально ломать себя, стараясь войти в это состояние. Надо сказать, что в то время я много пил и был на грани... Черно-белые кошмары не давали мне покоя ночами. Но как только я погрузился в мир символики, все изменилось. Символы исцелили меня. Я бросил пить, и это произошло естественно. Они втянули меня в другое пространство, и мое мышление кардинально изменилось. Мои прежние стереотипы исчезли, и меня вдруг поглотил свет, кошмары исчезли, и я наконец стал спокойно спать».
Сыдыханов не понаслышке знал о трудностях жизни. Как и многие из его поколения, он прошел через тяжелое советское послевоенное детство и юность, что оставило глубокий след в его судьбе и творчестве.
— Абдрашит-ага, скажите, а какое время вам нравится больше — та эпоха, во время которой произошло ваше становление, или же настоящее время?
— Когда человек стареет, ему всегда нравится его детство. Когда ребенок смотрит на старика, он думает, что старик мудрый, и хочет быстрее повзрослеть, понимаешь? И неважно, было это в советское время или нет. Я не люблю всякие «измы» — капитализм, коммунизм, фашизм и так далее. Мне ближе другие слова: «свобода», «танцы-манцы», понимаешь?
Вспоминаются его разговоры о поиске идеального «белого», которое он собирал, словно мозаику, из множества оттенков. Сыдыханов создавал картины огромных размеров. Часто основой сюжетов его произведений становились притчи, которые художник особенно любил.
«Всадник», 1990. Абдрашит Сыдыханов
Одна из самых знаковых работ Абдрашита Ароновича — «Пустая лодка» — занимает особое место в его творчестве.
«Это олицетворение совершенного человека. Совершенный человек подобен пустой лодке: он освободился от всего лишнего и свободно плывет по реке жизни. «Пустая лодка» выставлялась в музее Президента в Астане, и некоторые чиновники не поняли ее, ворчали. Чиновники вообще не понимают такие вещи, они из художников пытаются сделать фотоаппараты. Сегодня искусство часто превращается в логику, производство, коммерцию, и многие больше не понимают, что такое настоящее искусство. «Пустая лодка» — шедевр, который я могу выставить на любой международной выставке», — говорил в интервью журналисту Торгын Нурсеитовой Абдрашит Сыдыханов.
«Я праздную себя, и я пою», 2002
с дарственной надписью «Зитте от Абдрашита»
Абдрашит Аронович уделял особое внимание фактуре в своих работах, используя для ее создания не только традиционные материалы, но и песок, зерна, крупы, а также блестящие бирюзовые крышки от старого советского кефира. Это добавляло его картинам уникальность, делая их запоминающимися и многослойными.
Абдрашит Сыдыханов был глубоко увлечен суфизмом и часто перечитывал труды Ошо, находя в них источники вдохновения. Он коллекционировал красивые и мудрые афоризмы восточных философов, которые крупным шрифтом записывал на стенах своей мастерской. Одним из его любимых изречений было: «Жизнь — это мост, который нужно пройти, но не стоит строить на нем дом». Это высказывание прекрасно отражало его философию жизни и творческого пути.
Однажды, увлекшись мистикой, Сыдыханов решил раскинуть карты Таро. Ему выпали четыре карты: «То, что никогда не умрет, — это твоя душа», «Глупое сердце» (символ шута, который может позволить себе говорить все и при этом не обидеть короля), «Эго» (олицетворение амбиций, с которыми каждый должен работать) и «Медитация».
Удивительно, но эти карты как будто бы идеально отражали всю сущность Абдрашита Ароновича. В них можно было увидеть его самого: его духовные поиски, способность к самоиронии, осознание важности работы над собой и глубокую связь с медитативными практиками.
Скончался Абдрашит Сыдыханов на 74-м году жизни.
Полотна художника ныне хранятся в Государственном музее искусств Казахстана им. А. Кастеева, Восточно-Казахстанском областном музее изобразительного искусства, Атырауском музее декоративно-прикладного искусства, областных художественных музеях Караганды, Петропавловска и Павлодара, в Государственной Третьяковской галерее, Музее народов Востока, Музее «Гута Катовице» (Польша) и Музее Зиммерли (Нью-Брансуик, США), в галереях и частных коллекциях Казахстана, Лихтенштейна, Израиля, США, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Турции, Греции и ОАЭ.
Посмотреть работы известного художника можно также в коллекции его дочери Зауреш Сыдыханой. Мастерская Сыдыханова расположена по адресу: г. Алматы, пр. Кабанбай батыра, 139.