Кризис ударил по индустрии кинематографа – Н.Адамбаев

Фильм, побивший все рекорды современного отечественного кинематографа «Келинка Сабина», сняли за 17 дней. Режиссер, актер и сценарист этой ленты Нуртас Адамбаев в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал - почему во всех казахстанских картинах появляются одни и те же лица и чего не хватает этой отрасли, чтобы продукт получался качественным.

фото: facebook.com

Расскажите, пожалуйста, легко ли было из актера переквалифицироваться в режиссёра собственного фильма? И в чем секрет популярности Ваших фильмов?

— Трудно или легко было перейти из актера в режиссёры? Как таковых сложностей не было, потому что я начинал еще с проекта «Наша казаша», который сам придумал, сам же ставил. Опыт режиссуры телевизионных проектов, нескольких сезонов сериала «Побег из аула, в принципе пригодился в работе над полнометражным кино.

Нам удается давать нашему зрителю то, в чем он нуждается. Мы категорически не согласны со стереотипами о том, что отечественное некачественное, неинтересное. Хотелось создать наш собственный казахстанский продукт, который был бы интересен нашему народу. Наверное, успех двух картин, доказывает правильность наших убеждений. Казахстанскому зрителю все равно намного интересней смотреть наше кино, наших актеров, здания и города, традиции и юмор. Мы уже перенасытились западными и российскими картинами. Настало время смотреть свое, иметь своих любимых, отечественных персонажей.

Как Вы думаете, что мешает казахстанским кинематографам снимать фильмы, которые были бы популярны у нас и за рубежом?

— И Запад и Россия давно уже ушли вперед в развитии кинематографии. У нас, к сожалению, этот процесс не так быстро проходил. Я думаю, и у них, как сейчас у нас, в свое время были проблемы с картинкой и с качеством. Сегодня, уже с развитием технологий не нужно покупать дорогостоящую кинопленку.  Техника стала намного дешевле и мне кажется, что сейчас самое время снимать.

Кроме того, на качестве наших отечественных продуктов сказывается нехватка квалифицированных кадров. У нас на самом деле мало людей, которые умеют снимать, красить, производить пост-продакшн.

В своих картинах мы всегда стараемся работать с лучшими специалистами. Если это оператор, то один из лучших в нашей стране, если дизайнер, то так же. Мы не хотим, чтобы в наших фильмах были какие-то слабые места. Пытаемся улучшать качество того, что мы делаем.

Помогают ли в Вашей работе кинокритики? Дают ли они советы по тому или иному фильму, может быть еще на стадии сценария?

— Кинокритики у нас есть. Но лично я не сталкивался с такой практикой, чтобы они давали советы как снимать и что изменить в сценарии. Обычно, они уже по факту, когда выходит картина, пишут свои рецензии. То есть, как бы спасение утопающих - дело самих утопающих. Поэтому добротность сценария - это задача продюсеров, которые привлекают авторов.

У нас на самом деле большая проблема нехватки хороших сценаристов. Их мало в нашей стране, поэтому не все отечественные фильмы получаются качественными.

Многие казахстанцы не идут на премьеру казахстанских фильмов, так как уверены, что потом смогут посмотреть его через интернет, как сломать этот стереотип?

— Просто нужно снимать интересное кино, и тогда народ в любом случае пойдет смотреть. Люди идут в кино, потому что друг, сосед, знакомый, коллега или там сокурсник сказал: «Я посмотрел, и мне понравилось». Или он прочитал в социальных сетях, где-то в интернете рецензии к фильму, в таком случае работает сарафанное радио.  Яркий тому пример - фильм «Келинка Сабина». Это было дебютная наша картина, потому что мы никогда не снимали полнометражные фильмы. Я не учился на режиссера, на автора сценария и вообще по специальности я - политолог. Но наша первая картина побила все рекорды: кассовых сборов, продолжительности проката и количества зрителей. Если продукт интересный, то люди пойдут.

Некоторые снимают кино, а когда оно проваливается в прокате, говорят: «Вот это наш зритель. Он не любит отечественные фильмы». Это все слова тех людей, у которых не получилось. Зритель как потребитель вправе голосовать. Если ему не интересно, он не пойдет, его не заставишь. И никакая реклама, пиар не заставят его смотреть то, что ему не интересно.

На «Келинку Сабину» пришли около полумиллиона человек. Люди стояли в очередях, даже на последних сеансах зал был полный. Люди отреагировали, им понравилось, Поэтому мы запустили вторую картину «Побег из аула», и уже люди, доверяя нашему бренду, понимая, что та же команда работала над этим фильмом, пришли смотреть картину. Опять же были полные залы, очень хорошие отзывы, комментарии. Люди сами говорят, что наконец-то появились фильмы, на которые можно ходить. Все дело в качестве продукта.

Последние несколько лет в отечественных фильмах можно видеть одни и те же лица. Где новые звезды нашего кинематографа? Ннеужели казахстанские режиссеры не дают пробиться начинающим актерам?

— Здесь, наверное, влияет то, что у нас снимается не много фильмов. Поэтому продюсеры, режиссеры, которые снимают кино, больше доверяют проверенным актерам. Они не хотят рисковать, приглашать неизвестных, неопытных актеров. Кто-то приглашает ради имени, кто-то доверяет актерскому мастерству конкретного человека.

Например, когда мы начали снимать «Побег из аула», мне говорили: «Почему ты позвал Аружан Джазильбекову? Она снималась до этого в трех картинах?». На что я сказал, что мою героиню может сыграть только она. На пробах и на кастингах мы с разными актрисами пытались воспроизвести эту роль. Я видел, что эту на роль подходит именно она, поэтому я сказал: «Мне не важно - где она снималась до этого, мне важно, что здесь она будет на своем месте». В принципе, результат, только подтвердил мое мнение.

С другой стороны у нас и актеров не так-то много. Из них не много тех, кто очень хорошо снимается. В процессе картины, мы всегда смотрим на разных людей. К примеру, Есжан Хамидуллин играет Джанибека в «Келинка Сабине». Простой парень из казахского театра, до этого нигде не светился. Он просто пришел на кастинг, мы его попробовали и у него начало хорошо получаться. И уже в процессе он очень хорошо сыграл свою роль. Во второй части, он еще лучше стал играть. В наших проектах, хватает известных лиц, и поэтому мы не так заинтересованы, чтобы кто-то еще известный у нас снимался. Мы только «за» то чтобы открывать новые имена.

Можно ли заработать в казахстанском кинематографе большие деньги?

— До девальвации можно было зарабатывать хорошо. Например, мы заработали на «Келинке Сабине» ровно столько, что нам хватило запустить еще две картины. То есть мы, без какой-либо поддержки «Казахфильма» и спонсоров, сняли еще два фильма.

Кризис ударил по нам, по нашим людям, по нашим зрителям. Мы наблюдаем спад количества зрителей. Число людей, которые ходят в кино, уменьшилось на 30-40%. То есть люди уже не могут себе позволить так часто ходить в кино. Курс доллара растет и это на нас влияет, потому что Казахстан не производит кинотехнику, компьютеры, и многое другое связанное с кинематографом. То есть все это мы покупаем в долларах, а цены на билеты остались на прежнем уровне. Получается, мы вкладываем, а потом сложно оправдать эти деньги.

Два Ваших фильма столкнулись с проблемой проката и критикой, как вы думаете, с чем это связано?

— По поводу критики, я уже много раз отвечал. Это не критика, это слова глупых людей, которые не видели кино, а увидели какой-то разврат. На самом деле фильм достаточно добрый, смешной, который понравился нормальным, адекватным людям. Как бы мы побили кассовый рекорд, если бы этот фильм был развратным? Это глупость. Люди не смотрели фильм, а только трейлер, и что-то там они увидели. Они увидели там то, чего нет. Мне кажется это элементарная зависть.

По поводу проблем с прокатом второго фильма, да, у нас возникали непонимания с некоторыми кинотеатрами, пока мы эти проблемы решили. Я надеюсь, что при прокате второй части «Келинки Сабины» эти проблемы не возникнут. Там ситуация была по подсчёту зрителей.  У нас не совпадали отчеты. Но я думаю, что этот вопрос разрешит, потому что в любом случае мы снимаем кино не для домашнего просмотра, не для себя, а для нашего народа. Я думаю, у нас все получится.