Мировые цены на нефть достигли антирекорда - 28 долларов за баррель. Казалось бы, подешевевшее сырье должно привести к снижению цен на бензин. И хотя по оценкам аналитиков, в пересчете на доллары автотопливо в Казахстане оказалось едва ли не самым дешевым в мире, мы-то оперируем своей валютой. И поэтому сейчас, автовладельцев волнует вопрос - почему цены на бензин не падают? Экономист Сергей Смирнов, в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказал, что влияет на ценообразование и когда заработают на полную мощность наши нефтеперерабатывающие заводы.
Не смотря на спад цен на мировые марки нефти, в Казахстане стоимость бензина в тенге не снижается. Как вы думаете, с чем это связано?
— Я полагаю с тем, несмотря на то, что наши власти озвучивали структуру ценообразования на бензин, в которой около 60% приходится на сырую нефть, остальное - на переработку, транспортировку, налоги. В этом случае цена бензина должна четко следовать за нефтяными котировками. Однако по факту имеем, что у нас цены на топливо следуют не за нефтью, а ориентированы на Россию, ежегодно закрывающую своими поставками до 40% хронического дефицита нефтепродуктов.
Но в России иная структура ценообразования. Там доля сырой нефти составляет всего около 6%, а порядка 60% приходится на различные налоги. Поэтому российский бензин значительно менее чувствителен к скачкам нефтяных котировок, чем казахстанский. Кроме того, и экспорт нефти, и производство бензина, и оптовые поставки его на внутренний рынок находятся в руках одних и тех же игроков. Цена на нефть идет вверх - они поднимают цену на бензин. Доходы от продажи нефти на экспорт падают - они тоже повышают цену на бензин на внутреннем рынке, но уже чтобы компенсировать потери и удержать маржу. Плюс к этому ценовое равнение на российский бензин позволяет продавать наш отечественный бензин класса Евро-2 по цене российского Евро-4 и Евро-5.
Как вы думаете, когда казахстанские НПЗ смогут полностью обеспечить бензином страну, чтобы не покупать его в соседних государствах?
— Боюсь, что с нашими темпами проведения модернизации НПЗ мы до этого не доживем. Когда «КазМунайГаз» купил НПЗ в Румынии, он там быстро провел модернизацию, причем за небольшие деньги, где-то около 800 млн долларов. И это понятно. Рядом европейский рынок с европейскими ценами на топливо. У нас программа модернизации заводов, рассчитанная на 2009-2015 годы, по факту не выполнена. Более-менее она реализована на Атырауском НПЗ, и то благодаря проводящим его реконструкцию китайским компаниям.
До сих пор не решен и вопрос с обеспечением заводов сырьем. Их совокупная мощность после модернизации с нынешних почти 14 млн тонн достигла 18 млн тонн. Где взять дополнительные 4-5 млн тонн сырья, особенно в условиях нынешней падающей нефтедобычи - не ясно.
Можно ли сказать, что цены на бензин будут зависеть от инфляции в России?
— Рубль падает, но тенге падает еще быстрее. Если за прошедший год рубль по отношению к доллару обесценился на 26%, то тенге на 85%! Так, падение в прошлом году цен на бензин АИ-92 до 99 тенге за литр в значительной мере было обусловлено девальвацией рубля по отношению к тенге. Тогда он упал в отношении тенге очень сильно. Сейчас такого не наблюдается. Поэтому рассчитывать на более дешевый бензин не приходится.
Что вы думаете о четвертом НПЗ, который обещают построить в ближайшее время?
— Разговоры о нем идут, наверное, лет 10. То наши чиновники не могут определиться с местоположением завода. Были заявления, что все три наших НПЗ расположены настолько идеально, что для четвертого места в Казахстане просто нет. Насколько я знаю, китайцы предлагали где-то рядом с их границей построить НПЗ, но у нас от такой перспективы отказались. Сегодня рассматривается возможность строительства нового НПЗ совместно с Китаем и Ираном где-то рядом с Актау, причем перерабатывать он будет иранскую нефть. Похоже этими обсуждениями всё и ограничится.