Балетмейстер ГАТОБ: У нас есть нехватка кадров, потому что молодые артисты стремятся попасть в Астану

На его подмостках выступали артисты мирового уровня, зажигались казахстанские звезды. Между собой люди творчества называют его «храмом» культуры. Главный балетмейстер ГАТОБ им. Абая, народная артистка Гульжан Туткибаева в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказала, какие творческие революции творятся в репетиционных залах ГАТОБ и как за главную партию борются балерины.

фото: newtimes.kz

Как известно, ГАТОБ им. Абая – один из старейших театров Казахстана, овеянный славой . Расскажите, пожалуйста, чем сегодня живет театр? Какие появились новшества?

— ГАТОБ - один из первых театров, появившихся в Казахстане, так скажем , альма-матер всех театров . Известно, что у нас танцевали известные люди, в дальнейшем прославившиеся на весь мир. Наш театр классический и , конечно, основным направлением является классическое искусство - как оперное, так и балетное. Тем не менее, мы считаем необходимым шагать в ногу со временем, развиваясь и предлагая зрителю что-то новое и интересное.

Что касается балетной хореографии, балетных спектаклей, то большим достижением последних нескольких лет является сотрудничество с великими мастерами балетного искусства, а также то , что на нашей сцене идут их постановки. Наша гордость - это спектакли Юрия Николаевича Григоровича «Легенда любви» и «Ромео и Джульетта», спектакли уже более современного балетмейстера мирового уровня Бориса Эйфмана − «Анна Каренина» и «Красная Жизель».

По «заказу» ставить сложно

Наш театр взял направление на обновление, то есть на новую редакцию таких классических вещей, как «Спящая красавица», «Щелкунчик». В нашем репертуаре доселе не было такого наименования классического спектакля, как «Баядерка». Теперь этот спектакль идет вровень с такими постановками, известными постоянному зрителю , как «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица». «Баядерка», может быть, менее на слуху, но этот спектакль, воистину, шедевр классической хореографии. Два года назад мы впервые поставили этот спектакль с Народной артисткой СССР, звездой мирового уровня Габриэлой Комлевой, примой Мариинского театра.

В начале следующего сезона зритель увидит новую редакцию балета «Лебединое озеро». Что подразумевается под новой редакцией? Это обновление и новый взгляд на сценографию, на оформление спектаклей. Кто-нибудь может сказать: «Ну и что, что поменяли декорации, костюмы, изменили кое-что в редакции хореографии? Разве можно считать это обновлением?». Но все эти изменения важны и означают абсолютно новый взгляд на то, что мы видели раньше. Современное искусство требует больше экспрессии, более динамичного исполнения. Обновления ждут такие спектакли, как «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан».

Неожиданный успех получил балетный спектакль на национальную тему «Легенда великой степи». Наша труппа не ожидала такого громкого успеха, потому что постановка этого спектакля, в какой-то степени, являлась заказом. А по «заказу» ставить сложно. Заказы выполняют, обычно, ради галочки. Но мы старались отработать полноценно, чтобы спектакль был востребован и вошел в репертуар. И, мне кажется, что этот спектакль удался.

Артисты очень часто вынуждены менять профессию, потому как зарплата артистов балета оставляет желать лучшего

Насколько изменилась ситуация со времен скандала, который разразился в 2011 году? Прошли ли недопонимания между балетмейстером и артистами? Много ли артистов тогда покинули театр?

— Наверно, не совсем корректно отвечать мне на этот вопрос, так как я являюсь руководителем балета. Так как мне легко сказать, что, если тогда было плохо, то сейчас все прекрасно. Я уже забыла про этот скандал, честно говоря, хотя прошло и не так много времени, а кажется, как будто это было давно. Но, по крайней мере, как мне кажется, взаимопонимание у нас с артистами есть, присутствует творческая атмосфера, атмосфера созидания.

Сейчас появились новые артисты, которые пришли после училища. Но и многие артисты, которые работали в 2011 году, остались в коллективе. Может быть, пара-тройка людей уехали работать заграницу, ушли по семейным обстоятельствам. А это сейчас актуально. Артисты очень часто вынуждены менять профессию, потому как зарплата артистов балета оставляет желать лучшего. Нам бы хотелось, чтобы был больший приток талантливой молодежи. Но не все зависит лишь от нашей творческой атмосферы, от наших руководителей. Большую роль играют условия работы в театре. А мы сами не можем на это влиять. Своей же миссией я считаю создание творческой атмосферы, при которой артистов ждет профессиональное отношение, возможность ставить на сцене что-то новое.

Наш театр государственный. Но, как мне кажется, внимания к нашему театру со стороны государства наблюдается, все-таки, меньше, чем хотелось бы. Значительно меньше, чем к театру в столице нашей родины. С одной стороны, я отношусь к этому с пониманием. Но, с другой стороны, считаю, что нужно помнить и о нас. Нельзя относиться к нашему театру, как к чему-то второстепенному.
Интересно то, что, несмотря на обилие современных мест, где люди могут отдохнуть, они все же выбирают театр. На наши спектакли ходит зритель. И это показатель нашей востребованности. А значит, есть стимул жить, существовать и развиваться.

Без финансовой поддержки невозможно реализовывать интересные проекты

Некоторые люди считают, что ГАТОБ им. Абая сейчас потерял былую популярность и затих. Так ли это? Мне кажется, что зрителям не хватает некой культурной революции на ваших подмостках.

— Мы над этим задумывались. Но в этом плане надо быть осторожным, чтобы, погнавшись за славой, за пиар-кампанией, не потерять то, чем мы дорожим, то направление, которое у нас есть. Мне кажется, театр несет академизм. Можно экспериментировать, выбирать современные постановки. Но, в то же время, новые постановки не должны быть совсем в разрез нашему направлению, стилю. Сейчас очень многие театры идут на эксперименты, мы следим за всем. Конечно, все невозможно знать, но мы приблизительно в курсе событий, и тоже пытаемся ставить новые инновационные постановки.

Чем славится наш театр, так это достаточно разнообразным репертуаром. Конечно, хотелось бы, чтобы все это было в шикарном качестве. Но это дело кадров. И опять все вокруг взаимосвязано. Как вы упоминали, открылся театр в Астане. Кадров и без того не так много, как хотелось бы. И, конечно, лучших приглашают в Астану. Да и артисты сами не прочь работать в лучших условиях. Но мы, тем не менее, стараемся держать марку, уровень и радовать зрителей и гостей. А последних в нашем городе очень много, часто приходят туристы.

Конечно, пора задуматься о творческой революции. Но для этого необходимо привлечь финансы. Ведь без финансовой поддержки невозможно реализовывать интересные проекты, приглашать балетмейстеров мирового уровня. Бюджет у нас не такой, как, скажем, в театре Астаны. И это не секрет. И несмотря на это, мы делаем новые постановки при тех условиях, которые у нас есть.

Бывает, позовут знакомых, которые никогда не были в театре, и те после спектакля говорят: «А мне так понравилось!». Когда слышишь такое, становится приятно и понимаешь, что не зря трудишься

Какие постановки больше пользуются спросом - казахстанские или зарубежные?

— Вы знаете, очень многое зависит от самого спектакля. Есть спектакль «Анна Каренина», поставленный зарубежным хореографом Борисом Эйфманом - очень востребованная постановка. Тот же спектакль «Жизель» пользуется неизменным успехом. Спектакль Григоровича «Ромео и Джульетта» собирает полные залы. Но тут же, наряду с ними, стоит спектакль «Щелкунчик», который мы сделали своими силами. Сценография принадлежит Заслуженному российскому артисту Окуневу. Этот спектакль у нас пользуется огромным успехом. Также успешен проект «Легенда Великой степи» с нашими же художниками Софьей Тасмаганбетовой и Павлом Драгуновым. То есть эти спектакли тоже пользуются спросом. Все зависит от самого спектакля, от его наименования, насколько он известен, и чья музыка.

Какого возраста ваш зритель? Интересуется ли молодежь искусством балета?

— Приходят представители разных поколений. Часто приходят родители, которые сами любят театр и приводят с собой маленьких детей. Но и молодое поколение тоже посещает спектакли. Кто-то приходит просто поглазеть на театр, кто-то посмотреть спектакль. Но, самое главное, это то, что они получают, когда уже выходят из театра. Бывает, позовут знакомых, которые никогда не были в театре, и те после спектакля говорят: «А мне так понравилось!». Когда слышишь такое, становится приятно и понимаешь, что не зря трудишься.

У нас есть нехватка кадров, потому что выпускники, молодые артисты стремятся попасть в Астану

Насколько сильна конкуренция с театром в Астане?

— У них свое направление спектаклей. Они приглашают своих постановщиков на спектакли. Но, так получилось, что Юрий Григорович первым побывал у нас. Мы его пригласили и он поставил у нас спектакль. Следом за нами его пригласила Астана. Мы пригласили Бориса Эйфмана. А потом и Астана пригласила его, правда, для постановки другого спектакля. По именитым гостям, в любом случае, мы были первыми. Но это не было нашей самоцелью. Для нас главное - пригласить какого-нибудь интересного балетмейстера, чтобы его приезд стал событием. И о конкуренции мы думаем в последнюю очередь. Соперничать с кем-либо - неблагодарное и ненужное дело. У нас нет, как таковой, конкуренции. Ее и быть не может, потому что у нас разные возможности. 

Изменилось ли финансирование театра после открытия театра в Астане?

— По зарплатам финансирование осталось на прежнем уровне. Артисты балета в Астане получают больше, чем мы, так как у них статус Национального театра. Им сделали хорошую зарплату. У нас зарплаты остались те же, что и раньше, но уровень жизни изменился, произошла девальвация.
Я не могу сказать, что у них артисты лучше, чем у нас. Я могу со всей ответственностью заявить где угодно, на любом уровне, и я отвечаю за свои слова, что у нас артисты балета замечательные! И они получили международное признание. Нам оценку давали специалисты из других стран, состоявшиеся люди в нашей профессии. К нам приезжала из Санкт-Петербурга известный балетный критик Розанова. Она говорила, что у нас замечательные солисты и необходимо их показывать. Но у нас, к сожалению, скромные возможности. В свое время сам Григорович, когда ставил спектакль у нас, дал высокую оценку нашей труппе.

Во многих странах даже в одном городе имеются несколько оперных театров, и все они прекрасно сосуществуют

А как артисты реагируют на такую разницу в зарплате? Жалуются?

— Знаете, одно время сильно жаловались. Особенно когда появилась разница с Астаной. Сильно жаловались. Им было обидно. Но они уже устали жаловаться. Сейчас артисты грамотные, взрослые и умные люди. И понимают, какая экономическая обстановка в мире и стране. Конечно, мы видим, что даже на Западе, в небольших городах закрываются целые театры, распускаются труппы. Сейчас артисты перестали сильно жаловаться.

Мы государственный театр и государство выделяет средства на нас. Театр - показатель культуры, достойного уровня нашей страны, а учитывая территорию нашей республики, здесь всего-то два театра. Есть, правда, в Шымкенте Театр оперы и балета, но он еще не раскрылся полностью. А сколько театров во всем мире? Вашингтон столица, но и в Нью-Йорке множество различных театров, в Париже также несколько. О России вообще не говорю. Всю жизнь был Большой театр и был Мариинский, и оба сосуществовали нормально. Я уже не говорю о том, что в России миллион разных театров, причем, знаете, как они сейчас поднимаются? Екатеринбург, Пермь, Казань, Челябинск, Самара. А мы что, обычно, думаем, когда слышим: «Ой Самара, Челябинск?». А туда, между прочим, сейчас идут инвестиции. Там работают государственные программы.

Везде есть оперные театры и все они работают. Поэтому и отношение к нашему театру тоже должно быть полноценным. То, что в Астане открыли такой огромный театр мирового уровня, с богатым оснащением, мы этому очень рады. Это наша страна. Это и наша гордость! Это очень здорово! Но у нашего театра было, остается и будет свое особенное место. И тут не может быть никого сравнения. Просто хотелось бы, чтобы не было такого отношения к нам, как к чему-то второсортному. Во многих странах даже в одном городе имеются несколько оперных театров, и все они прекрасно сосуществуют.

В свое время, быть примой такого театра, как ГАТОБ, являлось большим достижением. А как сейчас? Как стать примой?

— За этим, конечно, кроется тяжкий труд ведущих солистов. А прима в театре бывает, как правило, одна. Первая балерина - лицо театра. Бывают такие периоды, когда ведущих солистов много, а примы или премьера нет. Руководство, в какой-то степени, тоже определяет кто прима, хотя это не официальное звание. Но, например, в Париже в «Гранд Опера» есть категория «L'étoile» - звезда и там их может быть несколько.

В театре можно себя проявить, даже играя роль второго, а то и третьего плана, но так блестяще, так интересно, что зритель запомнит этого артиста

А кто ею является на сегодняшний день?

— Это сложный вопрос. Есть некоторые звезды, которые зажигаются, а потом, также быстро гаснут. Особенно женщины. Мне хочется поговорить о мужчинах. У нас есть яркие солисты балета, которые являются лицами наших спектаклей. В первую очередь хочется отметить Фархада Буриева, Азамата Аскарова, подающих большие надежды. Буквально недавно стал ведущим солистом Рахим Даиров. У нас мужская труппа очень техничная. Может быть, мы не такие высокие, но зато какие технари! В спектаклях зажигают Нурлан Конакбаев, Асет Мурзакулов. На взлете - Рустем Амангалиев, Данияр Шыманов. И выделять кого-то одного из них, со стороны первого руководителя, было бы неблагодарностью.

И девочки у нас очень яркие, красивые, и все при этом разные. Блистательная Найля Кребаева. Своеобразная Гульвира Курбанова. Есть партии, которые внешне и актерски идеально подходят ей. Любимица зрителей Динара Есентаева. Из звездных - Сауле Рахметова, но она сейчас не так много танцует. Хочется говорить и о представителях новой волны, о таких, как Айгерим Жумагулова. Они все ведущие солистки.

Чем интересен театр? Я об этом задумывалась, когда в 18 лет заканчивала московское академическое хореографическое училище. Театр интересен разнообразием и яркими индивидуальностями артистов. У каждого своя подача. В театре можно себя проявить, даже играя роль второго, а то и третьего плана, но так блестяще, так интересно, что зритель запомнит этого артиста.

Бывают такие артисты, которые настолько вживаются в роль, живут этим, что это становится опасно

Все смотрели фильм «Черный лебедь». По нему люди, далекие от театра, судят о жизни балерин. Действительно ли так обстоят дела за ширмой? Сильна ли конкуренция между артистами?

— Существует некая ревность, желание станцевать ту или иную партию. Но ведь, такое бывает не только у артистов театра балета. Часто артисты не могут посмотреть на себя со стороны и дать себе объективную оценку. Конечно, поэтому артистам иногда кажется, что руководители, или режиссер его не замечают и не дают роли. В фильме «Черный лебедь» многие моменты из жизни балетных утрированы. В фильме есть художественный прием, как артистка входит в состояние лебедя. Конечно, бывают такие артисты, которые настолько вживаются в роль, живут этим, что это становится опасно. Например, в спектакле про великую Ольгу Спесивцеву показано, как переплелись между собой ее внутреннее состояние и ее игра, ее реальная жизнь и жизнь на сцене. Конечно, многое зависит от психики человека. Но когда-то, еще до меня, ходили легенды, как балетные друг другу стекло в туфельку вставляли, тесемки отрывали соперниц. Но уже в мою бытность, когда я танцевала, таких случаев не было. Конечно, ревность и соперничество относятся к человеческому фактору, который всегда будет присутствовать. Все зависит от людей, от уровня их культуры. Тут роль играют различные факторы. Если внутри человека кипят страсти - это нормально. Ведь это жизнь.

Бывает обидно, когда мы вкладываем в них свои знания, превращаем их в настоящих ведущих артистов, а они берут и уезжают. Но от этого никуда не денешься

Какие артисты, которых воспитал и вырастил театр, сейчас стали знамениты?
— Да все, наверно. Даже те, кто сейчас работает в Астане. Например, заслуженный деятель, ведущая балерина Гаухар Усина. Она начинала у нас, пришла в наш театр совсем зеленой. Я с ней сделала три больших спектакля: «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Потом она уехала в Москву, там поработала. А уже оттуда она перешла в Астану. Сейчас Гаухар работает с легендарной балериной Алтынай Асылмуратовой. Гаухар Усина, конечно, высокий профессионал. И таких у нас в стране и мире много. Но, как бы, вышли они из наших рук.

Взять наших солистов, таких заслуженных деятелей, как Гульвира Курбанова, ведущую балерину Найлю Кребаеву. Все они начали с нуля. Тот же Досжан Табылды, он известен в Астане. Досжан выписывался из рук преподавателей алматинского хореографического училища, которые еще во время учебы возили его по конкурсам. После училища Досжан Табылды пришел в наш театр, стал ведущим танцовщиком, затем переехал в столицу.

У нас нет артистов, которые приходя к нам готовыми. Мы их растим. И иногда нам бывает обидно, когда мы вкладываем в них свои знания, превращаем их в настоящих ведущих артистов, а они берут и уезжают. Но от этого никуда не деться.

Сейчас многие выпускники уезжают в Казань, в Россию, потому что там артисты чувствуют себя более защищенными. Там есть пенсия по выслуге лет. А у нас ее нет


В свое время поднимался вопрос о возвращении балеринам пенсии по выслуге лет. Как сейчас обстоят дела с этим?

— Попыток вернуть пенсию по выслуге лет было много, но, по моему, этот вопрос так и остался нерешенным. Пенсию по выслуге лет так и не вернули. Там есть моменты недопонимания. Дело в том, что артистов балета, которые выходят на пенсию, не так много, их даже мало. В Астане еще долго не будут выходить на пенсию, потому что там все молодые. Это у нас только есть артисты, которые работают много лет, и могли бы выйти на «балетную» пенсию, если бы таковая была. Но и их тоже мало. Я думаю, что они не принесли бы большой урон бюджету страны своим выходом на пенсию. Да. Артисты балета просили, чтобы им вернули 20 лет стажа и последующий за ним выход на пенсию, как при СССР. Но пока вопрос не решен. Иногда звонят с министерства культуры, но ничего пока не изменилось. Я не знаю, может быть, там процесс идет. Но мы столько писем писали по этому поводу. Я подписывалась, Народная артистка Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев, все народные артисты подписывались под этим письмом и отправляли письмо в аппарат президента. Пока это нерешаемый вопрос.

Сейчас многие выпускники уезжают в Казань, в Россию, потому что там артисты чувствуют себя более защищенными. Там есть пенсия по выслуге лет. Ведь это тоже элемент социальной защищенности. А у нас ее нет. Не знаю даже, что нас ждет в будущем.
 

Акмарал Сакурова

В статье: