«С зарплатой не выше 100 тыс ты думаешь, как выжить»: Врач онкоцентра Астаны – о правах докторов, здоровом эгоизме и негативе

Редакция ИА «NewTimes.kz» продолжает знакомить казахстанцев с молодыми докторами. Наша шестая героиня — Гаухар — работает в онкологическом центре Астаны радиологом. Мы узнали, почему беспокоилась ее мама из-за выбора медицины, какое качество должно быть у любого врача и на что влияет характер заведующих отделениями.

фото:zdorovie.com

«Меня зовут Гаухар, мне 28 лет, я закончила Медицинский университет города Астана. Сейчас работаю практикующим врачом-радиологом. Четких причин, чтобы стать врачом, я не помню, с детства вообще мечтала стать журналистом. Родители отнеслись скептически (к выбору медицинского образования — прим.NT), первый вопрос мамы был: «а сколько ты будешь учиться? А когда же семья?! Когда же замуж?». Но через некоторое время родители полностью поддержали мой выбор, и оказывают по сей день колоссальную поддержку. В семье представителей медицины не было. Но после меня появились — поступили и обучаются пару племянников. Конечно, учеба в медицинском далась нелегко, было много тяжелых моментов, когда опускались руки, и это касается каких-то тяжелых экзаменов, промежуточных контрольных. Моментов замечательных, интересных было много — например, это первое посещение морга вместе с одногруппниками. Это первые шаги в анатомии. Это работа с костями в анатомическом кружке. Было веселое, теплое время — время учебы в медицинском», — вспоминает Гаухар.

Девушка рассказывает, что сталкивается с сомнениями, но через сложные моменты и происходит развитие.

«Моменты сомнений и разочарований наступают, и думаю, это вполне нормально, именно такие моменты дают определенный толчок двигаться дальше. Чаще всего хочется все бросить и уйти в другую сферу, когда ты видишь нынешнее отношение к врачам, зачастую к молодым врачам. Предвзятое отношение пациентов, но в целом, когда есть успехи в лечении, все это отходит на второй план и становится не столь важным. По поводу отношения к молодым докторам хочу сказать так: кому как повезет. И смотря, насколько будет адекватным ваш первый руководитель — заведующий отделением. Но хочу заметить все-таки, стереотип «молодой врач» до сих пор существует в наших структурах медицины», — говорит Гаухар.

У нее очень красивая и философская цель — стать одним из лучших специалистов в своем деле, но при этом «не потерять свое человеческое лицо».

«Зачастую, когда ты часто видишь много потерь, начинаешь привыкать ко всему. Это и называется профессиональная деградация. … Но я очень хочу, чтобы для врачей создавались условия, при которых они смогли бы работать спокойно. Это не только вопрос о заработной плате, это еще и правовая и юридическая защищенность врачей. Это дополнительные условия для получения врачами жилья, это выгодный социальный пакет. Одним словом, чтобы был стимул работать и поднимать сферу нашей казахстанской медицины. А насчет врачебных ошибок… В каждом из обсуждаемых случаев есть множество своих подводных камней — это множественные сопутствующие заболевания пациентов, это личное халатное отношение пациентов к своему здоровью. Многим пациентам, которые необоснованно бросают в нас фразы «Вы должны», мне хочется сказать и быть услышанной ими, что никто никому ничего не должен. Каждый человек обязан и должен заботиться, прежде всего, о своем здоровье сам, вовремя обращаться к врачу, своевременно следовать всем рекомендациям. Негатива в работе много, порой приходится слышать очень много злости и грубости в свой адрес. У нас принято говорить только о плохом. Очень редко пишут о маленьких, хороших победах врачей», — сетует Гаухар.

Но, несмотря на такие переживания, она верит в будущее отечественной медицины.

«Я надеюсь его (будущее — прим.NT) видеть светлым. Конкурентоспособным. Таким, ради которого будут приезжать и в нашу страну, и к нашим врачам. Я — патриот своей страны. Я люблю свою родину. Но здоровый эгоизм есть во мне. Да, я бы уехала, возможно, даже не задумываясь, для того, чтобы улучшить качество своей жизни. Улучшить уровень жизни для своих детей, обеспечить хорошую старость для родителей. Жить так, чтобы материальная сторона моей работы не мешала мне расти профессионально. Потому что, имея заработную плату не выше 100 тыс тенге, ты невольно думаешь, как прокормить себя, как выжить. И при такой загруженности тебе не

хватает времени повышать свой профессиональный уровень, и тем самым страдает качество твоей работы. О стране, куда бы согласилась поехать, не думала. Возможно, Израиль, Норвегия. Что бы я сделала на месте главы Минздрава? Социальный пакет для врачей, повышение заработной платы и доступность зарубежной практики», — подытожила Гаухар.

В статье: