7 героиня нашего цикла о молодых врачах — терапевт Айжан из Астаны. Она объяснила корреспонденту ИА «NewTimes.kz», почему повышения зарплат будет недостаточно, чтобы улучшить плачевное положение казахстанских докторов.
«Меня зовут Айжан, мне 28 лет. Я окончила Медицинский университет Астаны в 2013 году — бакалавриат, в 2015-м — интернатуру по специальности «Внутренние болезни». На выбор профессии повлияли родители: моя мама —врач-рентгенолог. А специализация терапевта — разносторонняя и интересная, развиваешь клиническое мышление. Хочу сказать, что у нас дают хорошее образование, но 90% информации ты ищешь и осваиваешь самостоятельно. Сейчас я работаю в столичной городской больнице №2. И я люблю свою профессию. Бывает упадок сил, но скорее физических, чем эмоциональных. С работы я выхожу в состоянии умиротворения. Что важно, мне повезло с коллективом в начале своей докторской карьеры, опытные врачи и наставники давали адекватную критику, помогали набираться опыта, практики. Проводили собрания, презентации, клинические разборы», — рассказывает молодой доктор.
Но любовь Айжан не закрывает ее глаза на сложности профессии.
«Да, положение врачей плачевное: дефицит кадров, переработки, бешеный график, нет нормальных условий труда и оплаты. Чтобы исправить данное положение, недостаточно просто поднять заработную плату. Необходимо пересмотреть и проработать множество аспектов: трудовой договор, условия оплаты, доплату за переработки, юридическую часть, в которой имеются законы, защищающие врачебную деятельность от необоснованных жалоб населения и так далее. К бесконечным претензиям в соцсетях отрицательно отношусь, жалобы всегда односторонние и не имеют полноценной субъективной критики, каждый судит со своей колокольни. Не вникая в суть процесса. А «врачебная ошибка» — это дело спорное. Знаю одно, что всегда имеются причины и риски в исходе лечения пациента. Порой риск оправдывает наши ожидания и приводит к выздоровлению либо стабилизации пациента. А порой, к сожалению, бывают летальные исходы. У меня есть страх в плане притупления профессионального взгляда — неправильно поставить диагноз, а, соответственно, выбрать не ту тактику ведения пациента. Боюсь разочарования в людях и выборе профессии спустя много лет», — признается девушка.
По ее мнению, негатив пациентов связан с менталитетом страны.
«Негатив исходит от пациентов достаточно часто и необоснованно. Думаю, это зависит от менталитета. Зарубежом такое редко встретишь, там врачи знают себе цену, свои права и обязанности. И юридически защищены, также их поддерживает руководство клиник, что немаловажно. Чтобы повысить авторитет, необходимо работать с населением, а врачам — соблюдать коллегиальность и солидарность», — считает Айжан.
На вопрос, согласилась ли бы она сменить страну проживания, девушка отвечает кратко: «Если бы вопрос был только в деньгах, то нет».
«На месте главы Минздрава? Конечно же, улучшила бы соцпакет для врачей, открыла бы первичную специализацию для докторов, улучшила работу страхового полиса, ввела бы в работу СМП парамедиков», — подытожила Айжан.