Айгуль Омарова, публицист: «Кто знает пресс-секретаря президента?»

Через несколько дней мы будем праздновать День независимости Казахстана. Суверенитет принёс с собой не только возможность свободного перемещения по миру, но и новые понятия, явления, прежде неведомые нам, в том числе профессию пресс-секретаря.

Кто сегодня знает фамилии пресс-секретарей президента страны, премьер-министра и т.д.? Даже журналисты, почесав в затылке, не смогут сразу вспомнить их фамилии. И не оттого, что сами представители СМИ малоквалифицированны, хотя и это нередко бывает нынче. Просто сами пресс-секретари ушли куда-то, словно растворились. И не потому ли и об их непосредственных начальниках мы также мало знаем.

К примеру, кто знает из сегодняшних журналистов, кто такой Эдуард Утепов? Разумеется, в узких кругах некогда одного из самых молодых чиновников страны знают, но не более. А ведь в самом начале становления государственной независимости его фамилия гремела повсюду, поскольку был тогда Эдуард Утепов заместителем, а затем и председателем Госкомимущества, переименованного затем в государственный комитет Республики Казахстан по приватизации (он и сейчас возглавляет это ведомство). Вполне возможно не была бы столь широко известной в те годы эта фамилия, если бы ни Мирхат Нигматуллин.

Мирхат стал одним из первых журналистов, освоивших новую специальность пресс-секретаря. Сегодня, вспоминая то время, можно уверенно утверждать: хочешь стать образцовым пресс-секретарём, бери пример с Мирхата Нигматуллина. Не было ни одного вопроса, связанного с приватизацией и разгосударствлением, на который бы сам Мирхат не смог бы ответить или представить справку от сотрудников Госкомимущества. Пресс-конференции, интервью, обзоры – лишь малая часть того, чем ему приходилось заниматься. То, что о нелёгком процессе приватизации журналисты старались писать объективно, без присущего всем нам критиканства, - есть заслуга Мирхата. И уже не стоит говорить, что фамилии его непосредственных начальников Сарыбая Калмурзаева и Эдуарда Утепова гремели повсеместно, благодаря его усилиям. При этом даже представители масс-медиа не догадывались, каким был Мирхат. А он наизусть читал Есенина, Блока, Омара Хайяма, не пропускал ни одной книжной новинки. В последние годы своей жизни Мирхат работал советником, пресс-секретарём в корпорации «Атамура». И «Атамура» тогда была на слуху у многих - не скандалами с учебниками, а добрыми делами. К сожалению, с течением времени забывается многое. Мирхата Нигматуллина не стало в 2008 году. Как бы сейчас он нужен был в той же «Атамуре». Несправедливо, что человек уходит рано, потому что не выдерживает сердце. Возможно, жизнь отпустила бы ему больший срок, если бы Мирхат так не переживал за то, чем занимался.

Неравнодушие – вот ключевое слово, отличавшее тех, кто осваивал профессию пресс-секретаря в 90-е годы прошлого века. А ещё многие из них были отличными журналистами сами, личностями. Можно, к примеру, по-разному относиться к Амиржану Косанову, но глупо опровергать тот факт, что Амиржан был и остаётся лучшим пресс-секретарём в правительстве. Да, конечно, свою роль играло и то, что правительство при Акежане Кажегельдине отличалось демократичностью, открытостью. Тон задавал, естественно, сам премьер-министр, но без помощи Амиржана Косанова вряд ли бы Акежану Магжановичу удалось добиться такого расположения у журналистов, которое, уверена, до сих пор сохранилось у тех, кому доводилось тогда присутствовать на брифингах, заседаниях. Стоит прибавить, что Амиржан пишет стихи, играет на гитаре, поёт, обладает ораторскими способностями, прекрасно говорит на казахском и русском языках. Но главное, что тогда сделал Амиржан Косанов, как пресс-секретарь: сплотил вокруг правительства почти всю пишущую и снимающую братию не только столицы, но и других городов страны. Возможно, потому шоковая терапия была смикширована, что сам Кажегельдин и члены его правительства с помощью СМИ не уставали объяснять то, что делали.

Конечно, много происходило втайне от нас, но вот, к примеру, некоторые коллеги, занимающиеся деловой журналистикой, помнят, как были членами тендерных комиссий. Есть ли сегодня такое?..

А Марат Асипов? Нынче его знают как одного из руководителей газеты «Время» и сайта Ратель. А между тем именно Марат Асипов, будучи пресс-секретарём в налоговом комитете, придумал, как повысить квалификацию журналистов, освещающих финансовые вопросы. Специально для них в налоговом комитете при руководстве Мажита Есенбаева и пресс-секретаре Марате Асипове были придуманы семинары, тренинги, повышающие грамотность представителей СМИ. А в Караганде, где одно время Мажит Есенбаев был акимом области, до сих пор с восторгом вспоминают пресс-конференции и брифинги, которые проводил пресс-секретарь акима Марат Асипов.

Кто сегодня знает фамилию председателя Верховного суда страны? Боюсь, что журналисты в большинстве своём не вспомнят, кто же нынче у нас самый главный судья. А когда-то Тамаз Айтмухамбетов был известен повсеместно. И немалая роль в том принадлежит первому пресс-секретарю Верховного суда Жанне Айжоловой, которая сумела сделать так, что почти каждую неделю в эфире республиканского телевидения появлялся либо сам председатель Айтмухамбетов, либо члены президиума. И при этом главным было не появление в эфире а разъяснение всего того нового, что входило в жизнь судов после объявления независимости.

Можно много добрых слов сказать в адрес первых пресс-секретарей главы государства – Гадильбека Шалахметова, Нурлана Даненова, Сейтказы Матаева, Дулата Куанышева, Кайрата Сарыбая, Крымбека Кушербаева. Все они вносили новую струю во взаимоотношениях президента Назарбаева с журналистами. Возможно потому тогда было больше встреч главы государства с журналистами, носивших тёплый, неформальный характер.

Тучные нулевые годы принесли иные веяния. Стало огораживаться, закрываться от СМИ правительство. Затем парламент начал проводить заседания за закрытыми дверями. И вот уже в пресс-секретари стали устремляться те, у кого были «агашки». Как результат - снижение уровня взаимоотношений представителей СМИ и государственных органов, национальных компаний. Кроме Багдата Кожахметова, лично мне не вспоминается никто, кто бы ни избегал контактов с журналистами, отвечал на вопросы оперативно и мог обеспечить достаточно объективное освещение деятельности своего ведомства. А ведь у нас были примеры, на которых следует равняться, и которые показали, как нужно работать пресс-секретарям.

…О пресс-секретарях хотелось написать давно. Но толчком, послужившим к написанию этих строк, стало последнее общение с пресс-секретарём новой волны. Вместо обстоятельных ответов на вопросы, которые могли бы показать начальника в выгодном для него свете, я получила отписку, где были сплошь аббревиатуры и технические термины. Понятно, что отрасль специфическая, но для того и нужны пресс-секретари, чтобы доступным языком рассказывать о сложных вещах. В противном случае зачем тогда их держать? А ведь наверняка зарплата у этого пресс-секретаря выше, чем у многих журналистов, то есть стимул для того, чтобы стараться безукоризненно выполнять свои прямые обязанности, имеется. Мог же прирождённый гуманитарий Амиржан Косанов объяснять то, что делало правительство Кажегельдина, а ведь тогда речь шла о сложнейших процессах в экономике.

В статье: