Максиму Швемлеру — 32 года, и уже несколько лет он живет в Актобе. Родители Максима родом из Казахстана, а сам он переехал в Казахстан из Баку. Максим рассказал корреспонденту ИА «NewTimes.kz», как оказался в Актобе, почему его специальность оказалась не востребована, и с какими проблемами он столкнулся в Казахстане.
Максим Швемлер — гражданин Азербайджана, но у него есть вид на жительство в Казахстане. Он родился, вырос, получил образование и отслужил в Баку.
«Я пошел по стопам отца: он окончил авиационное, по распределению попал в Баку, они с мамой туда переехали из Актобе, а сейчас на пенсии. Но он — пилот, а я на инженера-штурмана отучился. Окончил Национальную академию авиации Азербайджана, а в 2010 ушел в армию на год. Поступить в академию было сложно: там физподготовка нужна, серьезные психологические и медицинские тесты. Но я в итоге поступил и бесплатно отучился. Азербайджанский язык я знаю в совершенстве и разговариваю, но обучение было на русском и английском. Как я в Актобе попал? Я приезжал сюда отдыхать, понравилось, решил попробовать поработать. К тому же и супруга отсюда — мы в интернете познакомились. Когда я приезжал — встретились, начали общаться, правда, она не знала, что я из Баку. А в 2016 году мы поженились, она приезжала ко мне на родину, а потом решили с ней переехать в Актобе. Тут ведь родственники, так легче», — говорит Максим.
В Казахстане ему нравится, и в Баку он не планирует пока возвращаться. Но в Актобе он испытал некоторые проблемы с трудоустройством.
«Я пока не планирую возвращаться, но ностальгия, конечно, есть. У меня там все детство прошло, друзья там. Но увы, никак не получается съездить на родину. Может, в этом году сможем вырваться на отдых туда. Конечно, я считаю себя азербайджанцем, но здесь мне нравится, Актобе — хороший спокойный город. Правда, с работой есть некоторые проблемы. Я по специальности толком не смог поработать — только на тренажерах попрактиковаться. Я учился на Ту-154, а они уже вышли из эксплуатации к моменту моего выпуска и там штурманы не нужны были, а на «аэробусах» и «боингах» 2 пилота и все. Но мне предложили неплохую работу, связанную с fly dispatch (полетный диспетчер — прим.NT), это не авиадиспетчер, но похоже. В Баку я получал примерно тысяч 300, если в тенге переводить. А в Казахстане получилось поработать в аэропорту, но потом предложили высокую должность, а там требовалось гражданство, поэтому пришлось уйти. С работой проблемы, потому что здесь больше спрос на гуманитарные специальности. Требуются продавцы, менеджеры, бухгалтеры. Пока мне как-то с работой не везет: то компания закрывается, то коллектив не очень. Но если все сложится и будет нормально, то я буду подавать на получение гражданства казахстанского», — подытожил Максим.