Владелица букинистического магазина в Алматы: «Отдел с литературой на казахском языке был самым безлюдным»

Корреспондент ИА «NewTimes.kz» встретился с владелицей книжного магазина «Букинист», судьба которого началась 18 лет назад в подземном переходе в Алматы. Под джазовые мелодии на виниловых пластинках девушка рассказала историю «Букиниста», а еще поведала о его покупателях, растущей популярности казахской литературы и цифровых гаджетах.

Фото: NewTimes.kz / Арнур Мамытбеков

Не совсем обычный алматинский дворик, в котором тихо и уютно: помимо нескольких людей на качелях и пары припаркованных авто, здесь никого нет. Дом далеко не новый: своей архитектурой, а также историей и внятно ощущаемой атмосферой, он чем-то напоминает островок Санкт-Петербурга в Алматы. Спускаемся по лестнице вниз — именно здесь находится книжный магазин «Букинист» — один из немногих в своем роде, и не только в Алматы, но и во всем Казахстане.

Его владелица — Ксения Роменская-Шахворостова, потомственная представительница книжного бизнеса, и о нем, как и о многом другом, мы говорим с ней в ее владениях, заставленных от пола до потолка стеллажами с книгами. Беседа протекает под ненавязчивые звуки джаза, записанные на пластинку, крутящуюся на проигрывателе — по-другому и быть не может здесь, в царстве настоящего, аналогового звука и настоящих, живых книг, каждой со своей историей и энергетикой.

Ксения, расскажите, с чего и с кого началась история «Букиниста»?

— Многие знают, что основателем книжного магазина «Букинист» был мой отец, который в принципе был первопроходцем букинистического направления, как в Алматы, так и во всем Казахстане, как я думаю. Это произошло в 2001 году — первый магазин открылся в подземном переходе на пересечении проспекта Абылай хана и улицы Гоголя. И это был очень маленький магазин, даже магазинчик, вернее, который ну никак не сравнится по площади с нынешним «Букинистом». Он был маленький и уютный... Так что, все началось с папы, который был в полном неведении и не представлял, что получится в итоге из его начинания, но он рискнул нашей семейной библиотекой. Сыграл в своего рода рулетку и открыл этот магазин.

Почему именно книжный магазин?

— В первую очередь, из-за любви к книгам, во вторую — книги, были наиболее доступны, так как отец часто прогуливался по блошиным рынкам. Он любил находить редкие, коллекционные экземпляры, и у него в этом плане было развито особое чутье — чутье на особо ценные лоты, и он отлично разбирался в литературе, которую можно назвать винтажной и востребованной. Вот это все и побудило отца создать свой букинистический магазин. Ну, и к тому же, моя бабушка тоже занималась книжным делом — она работала в библиотеке. Так что, наличие солидной бабушкиной библиотеки и вклада, который сделал мой отец, дополнив ее — все это и позволило ему выбрать свою нишу. Все, конечно, сильно переживали — надо ли рисковать семейными книжными сокровищами и реликвиями, но шаг был сделан. Так что, вся наша немаленькая библиотека, включавшая в себя и дореволюционные издания, стала основой для семейного дела, и, как вы видите, риск был не напрасным — магазин жив и по сей день.

 

Вернемся к книгам. Что любила читать бабушка? Что любит читать папа и вы сами?

— Я знаю, что бабушке очень нравился Моэм, его, кстати, еще многие не открыли для себя. А на самом деле это известный английский автор, классик, написавший такие вещи, как «Театр», «Луна и грош» и другие. Советую всем его почитать  — достаточно эксцентричный и смелый автор, не боявшийся раскрывать весьма пикантные и сложные темы в своем творчестве. Взять хотя бы тему однополой любви и как она проходила в свое время советскую цензуру — а он писал еще в 30 и 40-е годы прошлого столетия, и меня это, честно говоря, удивляет. Папа в плане книг не сноб — он может читать все, в том числе фэнтези. Ему очень нравится — удивлю вас, наверное, — Стефани Майер и ее серия романов «Сумерки». В то же время он может читать самую серьезную литературу уровня «Улисс» Джеймса Джойса. Это книга, входящая в топ произведений, про которые люди с гордостью говорят, что прочитали, а на самом деле, нет...  Но я сама за эту книгу не бралась, пока не дотягиваю до нее, как мне кажется. Лет в 40-45 возьмусь обязательно. Что же касается меня, то мне нравится классическая литература, зарубежная особенно. Если называть конкретно, то это, например, Харпер Ли «Убить пересмешника», Эфраим Севела «Почему нет рая на земле», очень проникновенная книга, Джек Лондон «Мартин Иден». Мне кажется, «Мартин Иден» — это книга на века, она всегда будет актуальной. Она всегда на волне, несмотря на то, что времена меняются — то, что описано в книге, происходит и по сей день. Это вечная история.

История есть у каждой книги и у каждой семьи. И у каждых отношений. 

— Если говорить об истории моей семьи, то моя бабушка — мама моей мамы — не успела, к сожалению, познакомиться с моим отцом, она ушла раньше. Наверное, моя мама и полюбила отца, потому что она сама родилась и воспитывалась в семье, которую можно назвать интеллигентной, и книги там всегда играли не последнюю роль. Так что, страсть к книгам со стороны мамы и такая же любовь со стороны отца сыграли не последнюю роль в том, что мои родители начали встречаться и развивать свои отношения. Как говорит моя мама, отец очень сильно бы понравился моей бабушке. Несомненно.

А как вы сами к этому пришли? К магазину, к книжному бизнесу?

— Подозреваю, что это было в моих генах. А если серьезно — пришла я в магазин достаточно неожиданно для себя. Я не следила с малых лет за тем, как отец работал в «Букинисте». Просто был достаточно сложный период для нашей семьи, когда папа по причине недомогания не мог выйти на работу и попросил меня это сделать и заменить его. И, знаете, это меня как-то затянуло. И я очень быстро поняла, что в плане развития магазину не хватает маркетинга, в том числе, социального продвижения. Конечно, мой отец далек от всего этого, от социальных сетей, в том числе. Только недавно он стал пользователем одного популярного мессенджера. Ну, и я как-то втянулась, и у меня тоже всегда была любовь к литературе, так и настал момент моего катарсиса. Я поняла, что пришло время переродиться и свою любовь к литературе, достаточно не ярко выраженную, нужно трансформировать в уже очень конкретный предмет — в наш магазин. И я занялась этим делом, одновременно помогая своей семье и получая удовольствие, соприкасаясь с книгами. Плюс, сыграло свою роль то, что когда я начала вникать в дела «Букиниста», неожиданно был закрыт на реконструкцию подземный переход на Абылай хана, так что нам было сказано — меняйте место работы, ребята. Ну, и по сей день, как всем известно, в этом переходе, как и в других, нет ни одного магазина. В общем, мы оказались на распутье — нам сообщили за два дня до закрытия перехода на ремонт, и у нас был настоящий шок и состояние стресса. Нужно было в кратчайшие сроки перевезти все книги, найти и устроиться на новом месте... 

И как быстро все произошло?

— Вы знаете, все случилось очень быстро, к нашему облегчению. Мы пребывали в состоянии легкой меланхолии: как все сделать быстро, как найти место, которое будет центровым. В этом плане мы были избалованы - в переходе на Абылай хана был огромный поток людей. Очень часто люди, направляющиеся на вокзал Алматы 2, брали детективы, чаще всего в мягкой обложке, которые у нас сейчас лежат мертвым грузом, а тогда их брали в немалых количествах, чтобы почитать их в поезде и как-то скрасить время в дороге. В общем, нам повезло, и нынешнее место мы нашли очень быстро — фортуна была на нашей стороне. Скажу больше — этот переезд сыграл нам на руку, мы развернулись, и я стала продвигать наш магазин в соцсетях, особенно это успешно происходит в инстаграме, где у нас уже более 15 тыс подписчиков. Так что, я нашла свою нишу, свой формат и развиваю их с помощью визуального контента.

Был ли у вас какой-то опыт работы до «Букиниста»?

— Конечно. Меня жизнь побросала… Конечно, это больше шутка, но я много где успела поработать — продавала разные автомобили, например. И у меня хорошо получалось, благо — подвешен язык. Ну, я еще поработала в фитнес-клубе менеджером по продажам. Так что, у меня весь опыт, как вы видите, связан с продажами и общением с людьми. Работаю я с 17 лет, а образование у меня экономическое.

Как ваши супруг и отец относятся к вашему любимому детищу?

— Я очень ценю помощь супруга при переезде на новую локацию — нам тогда помогали и все наши друзья, и даже некоторые из наших постоянных покупателей. Сам он трудится в сфере строительства. У нас с ним очень разные сферы, очень не похожие друг на друга, поэтому он никак не пытается повлиять на меня или давать советы. Сам он не самый большой любитель читать, в этом плане мы с ним контрастируем, но это и хорошо, потому что у нас есть другие моменты сближения. Каждый из нас занимается своим делом. А папа… Он всегда хотел, чтобы я занималась магазином — это у него была если не мечта, то сильное желание. Ну и он сказал мне: «Делай то, что считаешь нужным, развивай «Букинист» так, как ты видишь и чувствуешь. Он сказал, что полностью доверяет мне, и мне очень важно это было услышать. 

И кто ваши покупатели сейчас? Как они узнают о вас?

— Конечно, есть инстаграм, но помимо него есть и сарафанное радио, и рекомендации — наши покупатели рассказывают о нас любителям винтажного, своим друзьям и знакомым. Наш «Букинист» известен не только алматинцам и жителям других городов, но и иностранцам. К нам захаживают и японцы, и представители других стран, в том числе, англоговорящих. У нас есть полки с литературой на английском языке, так что они всегда смогут найти что-то интересное для себя.

Что всегда востребовано? Что становится более актуальным сейчас?

— Зарубежная классика всегда востребована и актуальна. За то время, что я здесь работаю — а это около трех лет, — могу сказать, что в лидеры выходит казахская литература. Она вызывает все больший интерес у покупателя. Когда-то, еще на Абылай Хана-Гоголя, у нас был небольшой отдел с литературой на казахском языке, и этот отдел был самым безлюдным. Сейчас все повернулось на 180 градусов. Очень часто спрашивают Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот», Бердибека Сокпакбаева  «Меня зовут Кожа», Мухтара Ауэзова «Путь Абая» и многих других авторов. Многие спрашивают книгу Олжаса Сулейменова «Аз и я».

Как вас коснулась всеобщая цифровизация, когда и книги, и музыку переводят в электронный и цифровой форматы?

— Никак не коснулась. Всегда есть огромный процент людей, которые никак не воспринимают электронный формат книг и музыки. Наша ниша остается нетронутой. И когда меня спрашивают: «как ты думаешь, что будет через пять лет с книгами и музыкой?», я отвечаю, что всегда остаются те, кто не уживается с электронными книгами, будучи любителями тактильных ощущений. Те, для кого важно в руках ощущать настоящую книгу, ее страницы, запах, и те, кто не может читать книги со всевозможных гаджетов. То же самое в отношении винила. Хотя есть и те, кто владеет электронными читалками, но они приходят в наш магазин, чтобы подержать в руках книгу и приобрести ее. Я делаю вывод, что можно и сочетать и современные форматы, и классические. Конечно, электронные книги более доступны с финансовой точки зрения, и студент, живущий на стипендию, вряд ли сможет позволить себе купить несколько новых и дорогих книг. В этой ситуации и выручают букинистические магазины, где можно развернуться и на самый скромный бюджет.

Насколько ваши цены отличаются?

— Отличаются существенно, не скажу точно, потому что магазины с новыми книгами я посещаю довольно редко — у меня нет такой надобности. Но знаю точно, что разница в некоторых позициях доходит до 50%. При том, что у нас книга продается в твердой обложке, а в магазине новых книг — в мягкой, и разница составляет порядка 4000 тенге. На некоторых, особо актуальных авторов.

У вас очень много книг в магазине. Почему еще и винил?

— Сейчас самый настоящий бум всего винтажного, в том числе, многие вновь открывают для себя пластинки или делают это впервые. Конечно, пластинки не самое дешевое удовольствие, но это более ритуальная вещь, и они всегда, во все времена, были довольно уникальным явлением в мире музыки. С тех пор мало что поменялось, но это не отпугивает увлеченных винилом людей. Очень часто приходят молодые люди, которые спрашивают пластинку… Аллы Пугачевой. Это, конечно, удивляет, но это проявление так называемых «приветов из прошлого». Все равно, мы росли на этой музыке, и многие не чураются взять тех же «Песняров», не говоря уже про the Beatles или винил другой культовой группы. Послушать пластинку на проигрывателе — это огромное удовольствие, особенно, в хорошей компании.

Что берут? Мелодию или зарубежные пластинки?

— По разному, кому-то это важно, кому-то нет. Кто-то брезгует и интересуется только первопрессами зарубежными. Но, на самом деле, и «Мелодия» выпускала роскошные пластинки, которые многие бы не отказались послушать, за исключением, наверное, самых фанатичных коллекционеров, собирающих пластинки строго определенных производителей. Что касается популярности жанров, то тут все индивидуально - спрашивают и джаз, и классический рок, а кому-то хватает Кузьмина с Пугачевой.

Какую пластинку вы бы купили сами, не раздумывая?

— «Дос-Мукасан». Эта группа сейчас в большой цене, и на Ebay ее пластинки продают за большие деньги — в районе 200 тыс тенге. Винилы нашей легендарной группы издавались ограниченными тиражами, так что, спрос есть не только в нашей стране, но и за рубежом. Всего они выпустили две пластинки, насколько я знаю, и именно первая пластинка ценится больше всего. Также очень ценят наши люди «А-Студио». Пластинки уходят сразу. Они, конечно, не такие дорогие, но все же всегда актуальны.

А случались в жизни «Букиниста» какие-то необычные истории?

— Почему-то вспоминается не самый радостный пример, скорее, драматичный… Один из наших покупателей, молодой человек, попросил у меня разрешения сделать в «Букинисте» предложение своей любимой. Чтобы сделать совместные фотографии, насладиться атмосферой этого необычного места… Я сомневалась, но в итоге, пошла ему навстречу — он заверил, что ему можно верить, и пообещал выслать несколько фотографий для нашей страницы. Я, в конечном счете, разрешила провести этот ритуал на нашей территории. В итоге, уж не знаю почему, наверное, он сильно волновался — все пошло не так. Он сломал иглу проигрывателя, недешевую, должна заметить, вещь, когда ставил пластинку, а потом девушка отказала ему и не приняла предложение руки и сердца. В общем, никаких совместных фотографий и нового союза двух сердец в итоге… Тот еще был вечер, когда мы с супругом сначала ждали их в машине, а потом не могли попасть сюда, а они в это время сидели тут, взвинченные, не обращая внимания на наши звонки и стук в дверь.

Ну, и напоследок вернемся к приятной теме. Что же для вас книга?

— Думаю, это то, что объединяет людей. Однажды к нам пришел покупатель, который по внешнему виду напоминал настоящего гопника. Я была сильно удивлена, когда он подошел ко мне и спросил, есть ли у нас «Божественная комедия» Данте Алигьери. Я сначала могла только кивнуть и дать понять, что такая книга у нас есть. Потом мы с ним разговорились, и он рассказал, что возвращается к себе домой, в родной поселок и берет книгу для себя. Потом он брал другие книги… Что я хочу сказать — читающие люди всегда поймут друг друга, и именно книга помогает найти общий язык. И открыть настоящую личность человека, его сущность.

Материал подготовил Арнур Мамытбеков