Выпускник алматинского КТЛа отучился в США и Корее и прошел путь от стажера до программиста в Google

На YouTube-канале Askar Turkpenov опубликовано интервью с выпускником известного корейского университета UNIST, молодым казахстанцем Мади Хамитбековым, который уже полгода работает в Google. Он рассказал, как ожидания от американского вуза разошлись с реальностью, кому платят большие стипендии в Корее, как он попал в Google, а напоследок дал советы молодежи, передает ИА «NewTimes.kz».

Скриншот с видео

Дорога в Google для Мади, можно сказать, началась еще в казахско-турецком лицее в Алматы.

«Учился в КТЛ, в 2007 году поступил и в 2013 году окончил. После лицея у меня была цель — учиться в хорошем университете. Я учился год в Америке, в какой-то момент стал понимать, что этот университет не очень. Учился в Техасе, это был маленький новый университет, у меня разошлись ожидания и реальность. Друзья учились в Корее, мы общались хорошо, я узнавал и решил, что тоже переведусь в Корею. Там учился 3,5 года. Я учился на «Computer Science» в университете UNIST в городе Ульсан. Там очень много казахов, сейчас, по-моему, уже больше ста человек. После универа я работал в Сеуле несколько лет, в этом году, в мае, я перешел сюда, в Канаду. Когда в школе учились, Америку как я знал? По фильмам и сериалам. Как ты представляешь университет в Америке: большой кампус, трава, люди сидят, работают, велосипеды. А когда мы приехали, у нашего университета было одно здание около хайвея (highway — шоссе, автомагистраль), и это весь кампус. Хотя мне сделали хорошую скидку, я почти не платил за учебу. Я платил всего 700 долларов в год. Но у них не было стипендии, и по-любому нужно было платить за жилье и так далее. А в Корее давали большие стипендии — 800 долларов в месяц за «серебро» или «золото», по-моему, в международных олимпиадах. А я в школе участвовал в международных олимпиадах по информатике, получал медали», — рассказывает он.

Сложная учеба никогда не останавливала парня, который неустанно проходил практику и устраивался на работу в различные крупные организации. Постепенно жизнь привела в Google.

«После года в Америке я проходил практику в Halliburton. Это нефтяная компания большая, это же Техас. Когда я поступил в Корею, учеба начиналась в феврале, у меня было время с августа до февраля. И я полгода был в Казахстане, в СДУ работал. Мне было 20 лет примерно. Готовил олимпиадников там. Когда я учился в Корее, я проходил практику в Google в 2016 году. Сначала ты подаешь резюме, его смотрит HR. Если он считает, что резюме хорошее — зовет на интервью. Сначала телефонное, их два. Если проходишь, зовут в офис на интервью. Интервью всегда техническое, ты решаешь задачи. Но для практики достаточно телефонных интервью. Так я в 2016 году прошел практику в Google в Калифорнии, в главном офисе. Это был 3 курс у меня. Потом я вернулся на учебу, практика длилась три месяца летом. После практики есть шанс перевестись на fulltime сразу. Когда подаешь на fulltime в Google, ты должен пройти 5 интервью, 2 телефонных и 5 интервью в офисе. 5 разных инженеров — 5 разных задач. … Сейчас я работаю здесь, моя команда — это Cloud race, она помогает разработчикам, которые используют Google Cloud. Команда небольшая, человек 20 максимум», — объяснил Мади.

Алматинец явно очень доволен своей работой: по его словам, работа во всемирно известной корпорации, помимо очевидных прелестей, максимально удобна для сотрудников.

«Культура в Google лучше всех. Тебе дают свободу для всего. Тот же рабочий график. Есть люди, которые работают с шести утра до трех часов и идут домой, есть те, которые работают после обеда до ночи. Нормы отработать 40 часов в неделю нет, никто не обязывает. Главное, чтобы работа делалась. В сравнении с Кореей самая большая разница была в этом. В Корее обязательно 40 часов надо. Там люди сидят до 12 часов ночи, чтобы просто время набить, но не работают, а сидят и Facebook смотрят, например. Здесь желательно не пропускать meeting, чтобы знать, кто что делает. Что касается отпрашиваний… Тут есть система, по которой ты видишь, сколько дней у тебя есть выходных, и в год можно взять 5 дней свыше лимита, если есть какая-то причина. … В Googlе много тренингов, где учат не смотреть на гендер, расу, возраст и так далее, не судить человека по этим характеристикам. Все гуглеры проходят такой тренинг каждый год», — перечислил Мади некоторые важные компоненты.

Напоследок он дал советы школьникам и студентам, которые хотели бы работать в Googlе.

«Самое главное — это не литература, а опыт, именно для software engineer. Студентам, которые учатся сейчас, советую делать как можно больше проектов. Если интересуешься сайтами — пиши сайты. Сейчас в интернете много где можно учиться, человек, который не получал образования, может легко научиться. Нужно много чего делать просто. Это все будет написано в CV и станет лучшим индикатором, чем оценка GPA. Но хороший GPA плохо точно не сделает. … Но в Googlе есть люди, которые диплом не получали, но работают. Главное, что ты умеешь делать: зачем тебе оценки, если ты потом код не можешь написать? Главный совет — учиться. Мне повезло, что я прошел много олимпиад, школьникам советую участвовать в олимпиадах тоже. Писать коды, делать проекты и не бояться», — обратился к молодежи Мади,

Полное интервью можно посмотреть на YouTube-канале Askar Turkpenov.