«Все были в шоке»: Как семья из Астаны ставила в своем дворе юрту и дарила соседям настоящий Наурыз (ФОТО)

Жительница Астаны по имени Айнур рассказала корреспонденту ИА «NewTimes.kz» историю о том, как они с родственниками несколько лет подряд устраивали настоящий Наурыз с юртой, бауырсаками и национальной музыкой в своем маленьком дворе.

фото из семейного архива Айнур

Семья Айнур очень любит Наурыз. Для них это — настоящий Новый год.

Исполнение кюя на домбре. Фото из семейного архива Айнуры

«Мой родной брат очень любит Наурыз. И мы в семье даже позиционируем этот праздник больше как Новый год. После Наурыза действительно природа оживает, расцветает, это похоже на глоток воздуха, жизни. Мы не против 31 декабря, это новый календарный год, мы подводим итоги. Но Наурыз — это то, что по душе. Мы встречаемся с родственниками. Готовим наурыз-коже и все важнейшие атрибуты праздника. Общаемся, дети могут что-то показать, кто-то на домбре играет, племянница у меня на жетыгене (древний многострунный щипковый инструмент — прим.NT) играет. Мы и сами можем спеть, мы даже с женгешкой (жена брата — прим.NT) учились игре на сазсырнае (духовой инструмент из глины — прим.NT), бывает, играем. Кровь — не водица. Ты слышишь эти народные мотивы, и внутри что-то вспыхивает. Мы любим нашу культуру. И мы всегда хотели популяризировать Наурыз как праздник. Юрту во дворе, по сути, ставил мой родной брат — года 3 или 4 подряд. Мне кажется, Наурыз пока больше массовый праздник, когда устраиваются гуляния, люди идут на площадь, а отмечать его прямо по-семейному — такой тенденции пока нет», — объясняет девушка.

По словам Айнуры, брат ставил юрту за свой счет, готовился заранее.

Юрта во дворе героини материала. Фото из семейного архива Айнуры

«Готовился, заказывал юрту, мы ее ставили во дворе. Мы жили в пятиэтажке старого типа, во дворе была «бельевушка». Ну, зимой там, естественно, свободно. Мальчики расчищали там снег лопатами, потом приезжали люди и устанавливали юрту. Если не ошибаюсь, по тем временам это стоило 80 тыс тенге. И вот когда ты это делаешь все — чувствуешь атмосферу праздника, это как та традиционная подготовка к Новому году. Каждый отвечал за что-то свое. Все несли туда бауырсаки, курт, наурыз-коже, напитки. И вот такой коллективный Наурыз у нас был. Я ждала каждый год: даже если была возможность уехать — я не уезжала. Я знала, что брат будет там ставить юрту. Он жил на 5 этаже, и мы протягивали шнуры через соседей, чтобы музыку включать. Я сама всегда была на разливе наурыз-коже. И скажу, что это очень «тепло» — дарить людям такую радость. Эти улыбки в ответ — они самые искренние», — вспоминает с улыбкой девушка.

При этом, признается Айнур, сначала люди отнеслись настороженно.

Установка юрты во дворе дома. Фото из семейного архива Айнуры

В первый год поставили юрту: соседи были в шоке. Вроде обычный дом, и вдруг юрта во дворе. Все заглядывали и спрашивали, «сколько стоит». А когда мы говорили, что все бесплатно, можно просто заходить и угощаться — у всех лица становились еще более недоумевающими. А уже в следующие годы соседи стали выходить и свои угощения выносить к столу. Людей всегда было очень много. Был случай, когда к соседям приехали родственники из Павлодара, они заранее спрашивали, будет ли юрта. Они ждали и специально к Наурызу позвали их в гости, чтобы вот так отметить. Сейчас соседка, которая там осталась, говорит, что очень не хватает нашей юрты. Мои родственники переехали оттуда, обосновывались на новом месте, да и сейчас аренда юрты, говорят, сильно подорожала. Поэтому пока не ставим, но очень надеемся возобновить эту традицию», — говорит Айнур.

В статье: