«Там пожарные получают по 300 тыс, а офицеры – миллион»: Поездка к коллегам в Польшу перевернула мир огнеборца из Караганды (ФОТО)

24-летний Аятолла Набиев из Караганды решил пойти по стопам отца и стать пожарным. Но он не только работает, а еще и пытается популяризировать важное дело огнеборцев, для чего и завел свой блог в Instagram. Он рассказал корреспонденту ИА «NewTimes.kz», зачем ему это нужно, почему его обвиняют в блате и чем европейские пожарные отличаются от казахстанских.

фото: Аятоллы Набиева

Аятолла — не единственный пожарный в своей семье: его отец тоже боролся с огнем и спасал людей. Самого Аятоллу иногда «обвиняют» в блате, предполагая, что его трудоустроил отец. Но парень уверяет, что это был его осознанный выбор, и сейчас он уже старший лейтенант.

«У казахов менталитет такой: все думают, что я тут из-за отца. Хотя он изначально хотел, чтобы я в КТИ (Кокшетауский технический университет — прим. NT) поступил, а я отказался и выбрал Карагандинский государственный технический университет, где обучился по специальности «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», — рассказывает Аятолла.

В студенческие годы Аятолла возвращался из университета и увидел пожар в многоэтажке. Он хотел немедленно кинуться туда, чтобы спасать людей, но друзья вовремя остановили его. 

После окончания вуза молодой человек некоторое время работал водителем в пожарной части. А потом сам не понял, как его «затянуло». Причем затянуло так, что Аятолла готов отдать собственную жизнь ради спасения чужих: ради этого он иногда даже пренебрегает нормами безопасности. По его словам, так было совсем недавно — во время пожара в частном доме.

«Я старался очень быстро доехать, все время говорил водителю: «Быстрее!». Когда только сообщение поступило, мне сказали, что там четверо детей. Когда на месте обнаружил лишь двоих, начал искать остальных. В итоге спасти удалось всех, а я ощущал себя героем. Хоть сначала и паниковал», — говорит пожарный.

Аятолла признается, что иногда у него «ноги дрожат и сердце стучит», но он гонит страх прочь. Однако одного бесстрашия мало. Как отмечает молодой человек, однажды ему не удалось спасти женщину, которая попала в аварию.

«Этот выезд был сложным для меня — моя мама тоже погибла в аварии. Я хотел спасти эту женщину, но не смог», — с грустью рассказывает пожарный.

Сейчас у Аятоллы новая — просветительская — миссия. Он рассказывает в своем блоге о буднях казахстанских пожарных. Ему надоело, что многие считают, будто «пожарные спят», и обвиняют их в лени и непрофессионализме.

«Я снимаю видео и публикую в Instagram. А люди смотрят и удивляются, что у нас аж 10 выездов в день», — замечает он.

По словам Аятоллы, были и те, кто обвинял его: «Ты бы пожар тушил, а не на камеру снимал» или «Сначала камеру достает, а потом тушит».

Но начинающего блогера это не смутило. Он убедился, что надо и дальше рассказывать, поэтому недавно запустил в Instagram акцию под хэштегом #глазамипожарного, где сфотографировал себя на фоне профессиональной атрибутики.

«Хочу показать миру, как мы работаем. В каждом посте буду рассказывать об одном из инструментов пожарного, который мы используем в работе», — объяснил свою задумку блогер.

Его идею активно поддержали коллеги — и казахстанские, и зарубежные, особенно из европейских стран.

А недавно во время учебной стажировки Аятолла сам посетил пожарную часть коллег из Польши. Теперь признается, что ощутил не только культурный шок, но и профессиональный.

«Я был разочарован, насколько мы все-таки отстали. В Европе для многих пожарное дело — хобби. У них есть еще дополнительный заработок, у нас же в этом плане строго — нам нельзя. При этом наши зарплаты маленькие, лично я получаю 104 тыс тенге, когда молодые европейские пожарные получают по 300 тыс тенге, а офицеры почти миллион. И оборудование у них новое. Если я раньше не думал уезжать из страны, то сейчас такая идея промелькнула», — рассуждает пожарный, а потом добавляет, что его даже пригласили на работу.

Впрочем, пока ему хочется работать на благо Казахстана. Он не понимает, почему система образования Казахстана построена только на теории. По его мнению, было бы лучше внедрить больше практики уже на первых курсах. Это подготовит выпускников к работе в экстремальных ситуациях.

Зульфия РАИСОВА

Фото из личного архива Аятоллы Набиева