До конца года в Алматы будет распределено еще 2 тысячи квартир — А.Ускенбаев

О распределении квартир очередникам и о работе с КСК подробно в интервью  ИА «NewTimes.kz» рассказал руководитель управления  жилья и жилищной инспекции г.Алматы Ануар Ускенбаев.

Ануар Ауэзович, можно начать сразу беседу с конкретных цифр. Сколько квартир было распределено за последнее время в городе?

Отмечу, что коммунальное государственное учреждение «Управление жилья и жилищной инспекции города Алматы» является государственным органом и осуществляет руководство в сфере жилищных отношений на территории города.

В очереди сейчас стоит 18 673 человека. За 2016 год и за 9 месяцев было распределено около 5 тысяч квартир, что в два раза больше чем в 2014-2015 годах (2,5 тысячи). До конца года планируется распределить еще около 2 тысяч квартир.

Чем больше предложения квартир и прозрачность при распределении, тем больше число желающих встать в очередь. Сейчас активно выделяется жилье по направлению «аренда с выкупом» в рамках  Программы «Нұрлы жер». Например, мы распределили 1748 квартир в Атлетической деревне, то есть 1748 очередников получили квартиры. Сейчас распределяем ЖК «Алма Тау» – это  215 квартир в Талгарском районе Алматинской области и ждем для распределения мкр-н «Жас-Канат» в Турксибском районе – 1780 квартир. В августе и сентябре распределили 72-ух квартирный дом в микрорайоне Алгабас-6 Алатауского района и 50-ти квартирный дом в микрорайоне Алатау Медеуского района. Как видите, объемы говорят сами за себя. По направлению «аренда без выкупа» за 9 месяцев распределено 608 квартир.

В целом за 2017 год планируется обеспечить жильем 1/3 очередников, т.е. около 6 тысяч очередников.

Что делается в рамках системной работы по обеспечению прозрачности и предупреждению коррупции при распределении жилья?

— В этом направлении проводится целенаправленная работа и скажу, что сегодня сделано многое. К примеру, если ранее очередь на жилье велась в таблице Excel на компьютере, то сейчас в рамках устранения этой проблемы нами очередь полностью переведена на портал Электронного правительства (e.gov.kz). Это исключило любую возможность манипуляций с ней. Теперь любой очередник при наличии ЭЦП может ежедневно просматривать свою очередь и видеть динамику движения. Кроме того, имелась проблема ежегодной перерегистрации очередников. Большое количество людей приходило в управление жилья, где они чувствовали себя некомфортно в очередях, собирали много подтверждающих документов. Также это несло и коррупционные риски, поскольку очередники непосредственно контактировали с работниками управления. Сегодня нами впервые по республике внедрена электронная перерегистрация, теперь очередникам для этого не нужно приходить в управление, они смогут это сделать на портале e.gov.kz самостоятельно, если даже они этого не сделают, мы можем это сделать за них. Все необходимые документы в e.gov.kz имеются.

Была также проблема с оповещением очередников о приеме документов на льготное ипотечное жилье. Применялись только объявления в газете и обзвон. Впервые мы внедрили смс-рассылку о каждом крупном приеме документов. Помимо этого, мы размещаем информацию на телеканале Алматы, в газетах «Вечерний Алматы» и «Алматы Акшамы», на сайте управления, в  инстаграм и фейсбук аккаунтах акимата и филиала партии «Нұр-Отан». Для этого и запущены видеоролики.  

Вместе с тем все еще остаются высокие риски, которые связаны с участием человеческого фактора при принятии решений о распределении жилья. В рамках исключения этих рисков нами разрабатывается информационная система по распределению квартир без участия человеческого фактора  полностью в электронном формате. Планируется завершить данные работы до конца года. Также пересмотрены технические возможности Управления: увеличены объемы оперативной памяти электронного портала, в здании проведены оптико-волоконные линии, что увеличило скорость интернета с 4 до 20 Мбит/сек.

Какая работа проводится в сфере содержания жилищного фонда? 

— Сегодня в Алматы насчитывается более 8175 многоквартирных домов. В Алматы работают 824 КСК, и в сфере содержания жилищного фонда проводится большая следующая работа. Так, по жалобам в 2016 году и первое полугодие 2017 года проверили 245 органов (КСК, ТОО), что в два  раза больше показателей 2015 года и первое  полугодие 2016 года.  Проверками охвачено 3 853 МЖД, что также в 2,5 раза больше.
По результатам проведенных проверок были  вынесены предписания в отношении 215 КСК, составлено 84 адмпротокола, в том числе наложено 5 адмштрафов.

Поэтому в рамках системного контроля мы первые из контрольных органов акимата утвердили План проверок. По нему во втором полугодии этого года проверяются 135 КСК, которые обслуживают 4 236 домов или 52% от всех домов города. Кроме того, нами успешно запущен проект «20 КСК». Жители жаловались в основном  на одни и те же КСК, и  мы определили 20 «самых худших» КСК. По ним была разработана «Дорожная карта» и проводится планомерная системная работа по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Основной причиной сегодняшнего положения в сфере КСК, считаю,    слабое законодательство, которое не менялось с 1997 года. В этом направлении  управлением подготовлен проект поправок в Закон «О жилищных отношениях» и проект Правил содержания жилищного фонда. Поправки в закон были обсуждены и предварительно поддержаны  депутатами Мажилиса. В апреле они  были презентованы на «круглом столе»  в Мажилисе Парламента. Работа продолжается.  

С какой целью был разработан проект Правил? Расскажите, пожалуйста, о нем.

— Проект Правил разработан нами для обеспечения прозрачности деятельности органов управления и надлежащего содержания жилых домов.

Мы, попросту говоря, даем «правила игры» жителям, механизм для самостоятельного решения своих вопросов. При разработке правил были учтены все проблемные вопросы жителей, в частности, нами были проанализированы более трех тысяч жалоб горожан на деятельность органов управлений. Проект основан на предложениях Общественного Совета г. Алматы. Данными Правилами впервые регламентированы порядок взаимодействия КСК с жильцами: проведения собрания, письменного опроса, выбора или смены органа управления, определены пошаговые действия жителей и органов управления при проведении собрании. Предлагается обязать председателей КСК проводить собрания по каждому дому в отдельности и в каждом доме избрать управляющего домом, проводить личный  прием жильцов, расходовать деньги исключительно с согласия жильцов, сдавать в аренду подвалы и другое общее имущество только по согласованию с жильцами, не допускать включение в квитанции и тариф на расходы содержания жилья дополнительные затраты не рассмотренные на общем собрании собственников помещений (квартир). Регламентирован порядок проведения текущего и капитального ремонта домов, а также особенности подготовки к отопительному сезону. В соответствии с требованиями Закона РК «О правовых актах» Проект получил положительное заключение Палаты предпринимателей и рекомендацию Общественного Совета, согласование с 12 госорганами и акиматами районов; рекомендации Партии «Нур Отан» и ассоциаций КСК г. Алматы. Проект Правил утвержден решением XXI сессии маслихата г. Алматы VI созыва.

Служба КСК - тема больная для жителей многоквартирных домов.  Какие актуальные проблемы решаются в этой сфере?  

Одной из основных причин непрозрачности деятельности КСК является низкое количество наличия текущих и сберегательных счетов. Мы решили вопрос отчетности КСК перед жителями на сайте Управления жилья. Пока такие отчеты размещают только КСК, которые мы проверили. Что касается сберегательных счетов на капремонт, то в результате работы 45% от всех МЖД, что в 3 раза больше чем в 2015 году. Помимо разъяснительной работы самым действенным методом в данном направлении являются проверки.  

В Алматы зарегистрировано 1 366 объектов кондоминиумов или 23% от общего числа МЖД.

В 2016 году силами самих КСК частично отремонтировано более 3 тысяч подъездов, фасадов и подвалов домов. В рамках продолжения начатой в прошлом году работы акимы районов совместно с КСК определили более 4 тысяч домов, в которых проводится ремонт подъездов, МАФов, фасадов и др.  

Мы разработали рейтинг КСК, который внедрили на Портале КСК. Оценка проводится тремя группами респондентов: жильцами, районными акиматами и Управлением жилья. В Алматы отсутствовал ресурс, на котором  жители домов могли узнать всю интересующую информацию о деятельности КСК, узнать к какому КСК относятся их дома, обсудить разрабатываемые нормативные документы, задать вопрос и получить ответы. При поддержке  нашего Управления  для жителей Алматы запущен веб-сайт «Портал КСК» kskportal.almaty.kz, где все это можно будет увидеть. За разработку и сопровождение сайта не будут платить ни бюджет, ни жители, его финансирование идет только за счет рекламодателей.

Какая работа ведется в сфере модернизации ЖКХ?

В  Алматы 3 566 многоквартирных домов  (44%) построены до 1970 года. Кроме того, в городе  насчитывается 3 670 лифтов, из них отслужили нормативный срок и требуют замены 1 373 единицы. Это говорит о старом  жилищном фонде. Следовательно, увеличение количества жалоб на отсутствие капитального ремонта МЖД является обоснованным.

В первом полугодии 2017 года проводился ремонт 118 жилых домов на сумму 1,3 млрд. тенге. На сегодня заменено 66 лифтов в 30 домах на сумму 396,3 млн. тенге. Проводится ремонт 88  домов на сумму 889,95 млн. тенге, завершены и готовы к приемке 70 домов. Ориентировочные  сроки завершения работ по всем домам – 15 октября 2017 г.

Вместе с тем, во втором  полугодии проводится ремонт 131 жилого дома на сумму 1,6 млрд. тенге, в том числе, замена 133 лифтов в 64 домах, и проведение отдельных видов капитального ремонта в 67 домах. По 67 домам разработана ПСД и произведена ее экспертиза, ремонтные работы начаты. Из 133 единиц лифтового оборудования завершена замена 113 лифтов в 58 домах, производится замена 20 лифтов в 6 домах.  

Необходимо отметить, что ранее модернизация ЖКХ осуществлялась за счет средств республиканского бюджета, и в последний раз деньги из республики выделялись в 2014 году. Учитывая необходимость продолжения этой программы, мы посмотрели законодательство, и выяснилось, что мы можем продолжить модернизацию за счет средств местного бюджета. Управление жилья вышло с инициативой и нас поддержали. Нами уделяется большое внимание качеству ремонта. Каждую субботу производится комиссионный объезд объектов совместно с проектировщиками, технадзором. Каждый понедельник на совещании под моим председательством рассматриваются принятые меры по устранению замечаний.