Почему в Казахстане «кусачая» цена на жилье – мнение экспертов

Почему в Казахстане жилье дорогое, причем не сопоставимое по ценам с реальными доходами, которые получает большая часть населения? Почему качество жилья и других социальных объектов, зачастую, низкого качества? Об этом порассуждали юрист, глава крупной стройкомпании и простой инженер-сметчик, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Пользователь Фейсбука - юрист Talgat Aliev изучил положения государственного норматива по определению сметной стоимости строительства в РК от 3 июля 2015 года и выяснил, что, согласно пункту 79, сметная прибыль определяется в размере 8% от суммы прямых затрат и накладных расходов.

«А теперь давайте представим компанию, которая намерена построить школу за 1 000 тенге, из которых она будет иметь прибыль в размере 80 тенге. Но есть одно НО… Для начала работ нужно кредит получить в банке под 18%. Если наш предприниматель возьмет 500 тенге, то он должен вернуть в течение года 590 тенге. И после того, как он проработает год, он будет в убытке на 10 тенге», — написал он.

«Резюме: надо снижать процентные ставки по кредитам!» — подытожил Talgat Aliev.

«Резюме: надо снижать процентные ставки по кредитам!»

В телефонном разговоре с корреспондентом Talgat Aliev поделился мыслями о том, почему жилье такое дорогое.

«Во-первых, землю под строительство стройкомпании покупают, что сказывается на стоимости квадратных метров, во-вторых, в некоторых случаях стройкомпании вынуждены сами подводить инженерные сети, в-третьих, — кредиты. Если сравнить с российским законодательством, у них земля бесплатная, подведение коммуникаций государство берет на свой счет, если вы взяли в российском банке кредит на строительство социального объекта или многоквартирного жилого дома, то проценты, которые банк вам накрутил, вносит государство. Мы даже от России отстаем», — резюмировал он.

С ним отчасти согласился директор ТОО «Ajax Ltd» Асет Кусаинов.

«Кредит не может быть меньше инфляции, иначе нет смысла работать банку второго уровня. Вот если бы Нацбанк выдавал кредиты БВУ [банкам второго уровня — прим. NT] под 5%, с условием кредитовать бизнес под 10%, тогда другое дело», — заметил он.

Известный блогер и по совместительству бизнесмен Айдын Рахимбаев одной из причиной трудностей, с которыми сталкиваются казахстанские стройкомпании, считает тот факт, что в нашей стране с иностранцами контракт заключают в долларах, а с отечественными компаниями - в тенге.

На своей странице в Фейсбуке глава компании BI Group Айдын Рахимбаев поделился выводами о сложившейся ситуации на дорожно-строительном рынке Казахстана. По его словам, в марте и сентябре текущего 2017 года были разыграны тендеры на участки «АКТОБЕ‒МАКАТ» и «КУРТЫ‒БУРЫБАЙТАЛ».

К сожалению, как отмечает он, ни одна отечественная компания не смогла выдержать «конкуренцию» с иностранными компаниями - такими как: TODINI (Италия), SINOHYDRO (Китай), TASYAPI (Турция) и АNT (Турция).


По мнению главы BI Group, выигравшие тендер компании просто «демпинганули», поскольку готовы работать за половину стоимости проекта.

«Если со скидкой в 15-20% еще можно позволить себе построить дорогу, выдерживая качество и сроки, то скидка 45-52% от стоимости контракта, которую дают иностранные компании, порождает вопрос: «КАК?» — недоумевает Рахимбаев.

Как считает глава крупнейшей отечественной стройкомпании, иностранные участники получают гораздо более низкие проценты на кредиты (2-3%) в своей стране, чем казахстанцы (примерно 10-15%).

«Более того, частые девальвации в нашей стране лишь на руку иностранцам, так как они контрактуются в долларах и за счет этого остаются в плюсе, а отечественные компании такими привилегиями не награждены и имеют право контрактоваться лишь в национальной валюте», — подчеркивает он.

«Это очевидное неравноправие по отношению к отечественным субъектам бизнеса. Мы не сможем взрастить собственное производство и своих строителей при таких неравных условиях. Колебания нацвалюты не дают нам возможности предоставлять конкурентные скидки на выполнение работ по строительству дорог, хотя по качеству мы не уступаем», — заверяет Рахимбаев.

«Это очевидное неравноправие по отношению к отечественным субъектам бизнеса»

«К сожалению, казахстанские дорожные компании не могут на равных бороться в такой ситуации. Даже нам, большИм, непросто с ними конкурировать…», — заключает он.

Инженер-сметчик строительной компании средней руки, пожелавший остаться неизвестным, поведал, каким образом получают прибыль компании в этой заведомо абсурдной ситуации.

«Про то, что нужно платить огромные проценты по кредиту, думаем во вторую очередь. Самую большую статью расходов составляют вовсе не банковские проценты, а откаты чиновникам», — шокирует своим признанием строитель.
«Поэтому эти деньги мы должны откуда-то вынуть», — поясняет он.

«Самую большую статью расходов составляют вовсе не банковские проценты, а откаты чиновникам»

Собеседник агентства был краток. Он перечислил по пунктам, откуда стройкомпании «вынимают» деньги.

«1. Изначально закладывается высокая оплата труда рабочих.
2. В смету закладываются виды работ, услуг, которые стоят денег, но реальное выполнение которых невозможно проверить.
3. Стоимость самих работ. Например, покрытие штукатуркой 1 квадратного метра стены можно оценить и в 300 тенге, и в 8000 тенге.
3. Работа различной техники не регламентируется. И поэтому расходы, амортизацию и реально потраченные работа/часы на ней невозможно досконально проверить.
4. Стоимость материалов завышается в сметной документации, а на самом деле используются самые дешевые материалы, какие возможно достать и применить в данном случае», — поведал он.

«Естественно, что строитель без прибыли работать не будет. Когда им дают цены, они сразу понимают — впишутся или не впишутся», — сказал в заключение инженер.