17 реабилитационных центров готовятся принять казахстанских детей, вернувшихся из зоны боевых действий. Главная задача — оказать психологическую помощь несовершеннолетним и восстановить их документы, передает Первый канал Евразия.
Процесс этот непростой и занимает много времени. О новой, мирной жизни детей, вернувшихся из горячих точек, в материале корреспондента телеканала.
«Девочку в 13 лет выдали замуж дважды. От второго брака она родила ребенка. То есть это ребенок, имеющий ребенка. Это сделала мать сознательно. И, как мать объясняет, что она опасалась, что будут какие-то последствия для ее дочери. Ее могут украсть, изнасиловать и так далее», — говорит руководитель региональных реабилитационных центров «Шанс» Ольга Рыль.
Другая казахстанка, мать четверых детей, боялась за своих сыновей, которые могли стать жертвами сексуального насилия. Многих мальчиков учили убивать. У каждой семьи своя боль. Благодаря операции «Жусан» из Сирии вывезли около 600 наших соотечественников, 407 из них – дети. На их возвращение к нормальной жизни нужно 3 года, считают специалисты. Для этого из бюджета Минобразования выделили 214 млн тенге. Деньги направлены в реабилитационные центры, которые есть в каждом регионе.
«Жизнь не ограничилась только тем миром, где они проживали. Ну и, представьте себе, если ребенок проживал 3, 5, 8 лет. Какое мышление, что он видел? Он ничего не видел. Поэтому мы стараемся сейчас как можно больше организовать различных мероприятий, связанных с посещением театров, кинотеатров, музеев. Для них это все ново», — рассказывает Ольга Рыль.
Всем восстанавливают документы. До конца года все 407 детей будут иметь гражданство нашей страны. В скором времени реабилитационные центры примут более 10 детей из Ирака в возрасте от 2 до 13 лет. Среди них круглые сироты и дети осужденных казахстанцев.
«Мы находимся на стадии переговоров с иракской стороной. Также занимаемся подготовительной социальной работой, так как по приезду эти дети будут помещены в карантин, так же, как и при операции «Жусан», — говорит официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров.
Прежде, чем пойти в обычную школу, детей обучают индивидуально, с ними работают психологи.