«Мы задыхаемся»: Алматинцы разочаровались в акимате и обратились к Токаеву

Алматинцы задыхаются от грязного воздуха — с таким заявлением «зеленые активисты» обратились к президенту Касым-Жомарту Токаеву. Подробнее — в материале ИА «NewTimes.kz».

Фото взято с facebook.com / almatyurbanair / Reuters

Жителей Алматы теплом и светом обеспечивают три теплоэлектростанции. ТЭЦ-1 полностью работает на газе, остальные два — на угле. Из них самая мощная — ТЭЦ-2.

Газификация второй станции обсуждается около десяти лет. Такие меры должны существенно улучшить экологическую ситуацию в Алматы. В 2017 году Нурсултан Назарбаев поручил тогдашнему акиму города Бауыржану Байбеку совместно с «Самрук-Казына» принять меры по переводу ТЭЦ-2 на газ до 2020 года.

Тогда в министерстве энергетики сообщили, что в 2016 году в воздух было выброшено 285 тысяч тонн загрязняющих веществ, из них 31 587 тонн приходится наТЭЦ-2. Предполагалось, что газификация уменьшит выбросы в 30 раз. 

2020 год настал, но перевод ТЭЦ-2 на газ все еще обсуждается, поручение Елбасы не выполнено в срок. Некоторые алматинцы демонстративно ходят по городу в респираторных масках и пишут в соцсетях «Мы задыхаемся от смога!».

Фото взято со страницы almatyurbanair в facebook / by Askar

3 февраля экологические активисты из AUA Group запустили сбор онлайн-подписей под обращением в акимат города Алматы. В письме они заявили, что алматинцы задыхаются от смога, тяжело заболевают, и потребовали признать загрязнение воздуха главной проблемой южной столицы. К тому же общественники указали, что меры по улучшению экологической обстановки города, прописанные в стратегии развития до 2050 года, основаны на неверных данных.

«В стратегии утверждается, что 65% выбросов в Алматы приходится на транспорт, а 27% — на ТЭЦ. Это неправда. Исследование EXIMAR доказывает: ТЭЦ отравляют воздух намного сильнее, чем транспорт. Мы не снимаем с автотранспорта ответственности за загрязнение воздуха. Мы хотим, чтобы акимат перестал умалять вину ТЭЦ и вводить людей в заблуждение. Не отрицая негативного влияния автотранспорта на экологию города, мы настаиваем на том, чтобы ТЭЦ признали основным источником загрязнения воздуха в Алматы», — пишут активисты.

Для решения проблемы инициативная группа предлагает принять следующие меры:

  • Провести независимый хозяйственный, технический и экологический аудит АО «АлЭС» и всех трех ТЭЦ на предмет закупок, выбросов, а также мероприятий, предпринимаемых для снижения выбросов и их эффективности.
  • В 2020 разработать и внедрить программу по снижению общей нагрузки на все три ТЭЦ и переводу ТЭЦ на СПБТ и природный газ.
  • Разработать программу по субсидированию газификации частного сектора.
  • За три дня петицию подписало более 20 тысяч человек.

    На следующий день после публикации открытого обращения от акимата города Алматы поступил официальный ответ. Там утверждают, что доля вредных выбросов ТЭЦ-2 от общих выбросов в атмосферу составляет лишь 27%. Подписан договор о разработке технико-экономического обоснования «Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду». Разработку должны завершить до 31 декабря 2020 года.

    «Судя по содержанию и тону письма, акимат не хочет признавать проблему. Городские власти проигнорировали доводы экспертов, они настаивают на своих 27%. Также они никак не прокомментировали ни один из трех ключевых пунктов нашей петиции», — заявила общественница Ася Тулесова изданию adamdar.ca. 

    Фото взято со страницы Магзума Мирзагалиева в Twitter

    Корреспондент ИА «NewTimes.kz» поговорил с гражданским активистом Альнуром Ильяшевым, который также был недоволен смогом и работой городских властей. Более того, в 2018 году он подал судебный иск с требованием привлечь акимат к ответственности за загрязнение воздуха. Ильяшев просил, чтобы суд обязал городскую администрацию перевести ТЭЦ-2 на газ и профинансировать закуп фильтров на электростанцию. В ответ представитель акимата заявил, что ТЭЦ-2 находится на балансе не у них, а принадлежит «Самрук-Казына». Ильяшев проиграл суд.

    «Судебный процесс по делу о смоге 2018-2019 годов и последовавшие за ним попытки привлечь к ответственности АО «АлЭС» показали, что госорганы не готовы официально признать факт сильнейшего загрязнения воздушного бассейна Алматы. Но для восстановления доверия к власти со стороны горожан именно это необходимо сделать в первую очередь. Кроме того, нужно включить в перечень параметров мониторинга территориальными департаментами экологии РМ 2.5 и РМ 10, оснастив их соответствующей аппаратурой, которая у них отсутствует», — рассказал Ильяшев.

    Он считает, что для ТЭЦ-2 эффективными будут установка современных очистных фильтров и закуп малозольных сортов угля.

    Вчера на своей странице в Twitter высказался министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев. Из его сообщения следует, что судьба ТЭЦ-2 станет известна только в апреле. Рассматриваются два варианта — перевод на газ или установка фильтров на ТЭЦ-2. 

    Не добившись нужного ответа от властей, активисты обратились к президенту Касым-Жомарту Токаеву. Они настаивают на газификации всех трех ТЭЦ и субсидировании подключения частного сектора к газу в скором времени — на кону не только экологическая обстановка, но и жизни людей.

    «Вы же помните, господин президент, что на днях был год трагедии семьи Ситер. Финальным шагом должны стать законодательный запрет на угольное отопление и газификация пригородов. И это не должно восприниматься как фантастика. Господин Президент, мы в вас верим!» — написал блогер Бейбит Алибеков в Telegram.

    Казахстанцы не в первый раз запускают петиции для решения общественно значимых вопросов и собирают онлайн-подписи. Этот метод обращения распространен за рубежом, но в Казахстане используется только в последние годы. Посредством онлайн-петиции граждане уже требовали переименования ледовой арены в память о погибшем фигуристе Денисе Тене, отставки министра внутренних дел Калмуханбета Касымова, выступали против переименования Астаны и строительства горнолыжного курорта на Кок-Жайлау. По последнему вопросу президент принял положительный ответ.