Митинг преткновения. Что не так с новым казахстанским законопроектом

До окончания публичного обсуждения законопроекта о мирных собраниях осталось три дня. ИА «NewTimes.kz» рассказывает, что вам нужно знать о предлагаемом ведомством Даурена Абаева законе и почему общественники против его принятия. 

Фото Назгуль Жарбуловой

7 февраля министерство информации и общественного развития опубликовало на сайте egov.kz концепцию законопроекта «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Обсуждение документа продлится до 21 февраля.

20 декабря 2019 года на заседании национального совета общественного доверия Касым-Жомарт Токаев заявил, что организация митингов должна носить уведомительный характер.

«Это моя принципиальная позиция», — подчеркнул тогда президент.

За митинг без разрешений выступали и общественники. Однако в итоге министерство информации и общественного развития предложило внедрить смешанный порядок проведения мирных собраний — уведомительный и регламентированный.

Уведомительный порядок будет предусмотрен для пикетов, митингов, собраний при условии участия менее 250 человек. Регламентированный порядок — для шествий, демонстраций, митингов и собраний при участии более 250 человек.

«Это выглядит странным с учетом того, что многие участники рабочей группы по политической реформе Нацсовета ратовали как раз за переход на уведомительную систему с разрешительной, никакой речи о смешанной системе не было. И в конечном итоге это же предложение озвучил президент Токаев. Но бюрократический аппарат в лице ведомства Абаева, к сожалению, сделал шаг назад. И как быть, если ты ожидал увидеть 200 человек, а пришло 500? Я продолжаю выступать за уведомительную систему», — написал в Facebook писатель, член НСОД Бакытжан Бухарбай.

Подавая уведомление о проведении митинга, организатор также дает согласие на сбор, обработку его персональных данных. Сами собрания могут проводиться в промежутке между 9.00-20.00 по местному времени. 

Также при подаче уведомления организатор должен указать список журналистов, которых он пригласил для освещения митинга. 

«Для чего это надо? Приглашение журналистам и СМИ рассылается по рассылке-емэйл, и никто из организаторов не знает, кто придет, а кто нет. Никто не знает, какой журналист будет командирован редактором на митинг, и организаторы митинга, как правило, ставят цель озвучивать свои требования, а не считать представителей масс-медиа и проводить перепись, кто пришел, а кто нет», — высказалась в комментариях под законопроектом на egov.kz общественный деятель Бахытжан Торегожина.

Организатором мирных собраний не может быть:

  • казахстанец, признанный судом недееспособным либо ограниченно дееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
  • казахстанец, имеющий непогашенную или неснятую судимость за участие в массовых беспорядках, возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни,  пропаганду или публичные призывы к захвату или удержанию власти, насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан, государственную измену, шпионаж, диверсию, акт терроризма, пропаганду терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма, создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности, финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму, вербовку или подготовку либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности, прохождение террористической или экстремистской подготовки;
  • казахстанец, ранее неоднократно подвергавшийся административному взысканию за нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан;
  • юридическое лицо, не зарегистрированное в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;
  • организация, деятельность которой приостановлена или запрещена в установленном законами Республики Казахстан порядке.

«Если гражданин понес наказание, то почему он не может вновь быть организатором? Это ведь не значит, что в будущем он будет всегда нарушать законодательство. Необходимо исключить данную статью либо дать пояснение, что гражданин, не погасивший административное взыскание на момент подачи уведомления, не может быть организатором мирного митинга», — написал в комментариях под законопроектом на egov.kz пользователь Равиль Будуков.

Фото взято с сайта HOLA News.kz

«Моя страна, где хочу, там и митингую» — так не получится

Митинги будут проходить в определенном местным представительным органом специализированном месте. Как говорят в ведомстве Даурена Абаева, тут они придерживались принципа «не на окраинах».

Правозащитники считают неправильным, что государство вновь взяло на себя право определять место проведения митинга, так как такой подход закрывает гражданам возможность адресного обращения.

«Если человек недоволен МВД, он идет с пикетом к МВД, а не в парк Махатмы Ганди. Как только мы пытаемся установить специализированные места, мы прямо противоречим международному праву и международной практике», — заявил на встрече с Дауреном Абаевым директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис.

Общественники предлагают власти определить те места, где митинговать категорично нельзя по стратегическим соображениям, и обойтись без специальных мест для демонстраций. Перечень запрещенных мест должен быть исчерпывающим. К примеру, опасные производства и оборонные предприятия.

«Услышанным можно быть и в специальном месте, где все предусмотрено... Необязательно выходить на площадь и требовать. Это уже вопросы не мирного собрания будут, а вопросы определенных, может быть, провокаций», — считает в свою очередь Абаев.

В законопроекте прописаны обязанности и права организаторов и участников митинга, а также журналистов. Помимо прочего, организаторов обяжут носить отличительный знак, участников — не препятствовать свободному передвижению граждан, не участвующих в митинге.

Новые правила для представителей средств массовой информации уже наделали много шума. Теперь освещение митингов может стать поводом для закрытия средства массовой информации.

«Основаниями для приостановления выпуска СМИ либо распространения продукции СМИ в установленном законами Республики Казахстан порядке являются (…) нарушения законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний», — говорится в проекте поправок к статье 13 закона «О средствах массовой информации».

Для освещающих митинги журналистов власти намерены ввести специальные правила,в числе которых запрет на оружие, разжигание розни, распространение алкоголя и наркотиков.

«Восемь запрещающих пунктов для журналистов. Из них некоторые ну просто ни в какие ворота. Цитирую пункт 6: «Запрещается иметь при себе холодное, огнестрельное и другое оружие, специально подготовленные, приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей или причинения материального ущерба гражданам». Но мы же не бандиты, не террористы, зачем очевидные вещи включать в закон? Тем более что у нас уже есть закон о СМИ, и там все прописано», возмущен журналист Сергей Пономарев.

Кроме того, представители СМИ выразили недовольство правилами, по которым они могут снимать митинг по предъявлению «корочки» и удостоверения личности, но в то же время будут обязаны по требованию государственных органов и должностных лиц предоставлять фотосъемку и видеозапись собрания. Когда запись вернут и вернут ли ее корреспонденту, в законопроекте не прописано.

Права и обязанности журналистов регламентируются законом о СМИ, поэтому прописывать их в законе о митингах нет необходимости, считают правозащитники. Вместо этого следует расписать действия правоохранительных органов, заявляют они.

В свою очередь, министр Абаев заверил, что законопроект претерпит изменения и будут учтены высказанные замечания. 

На готовность власти к диалогу обратила внимание директор ОФ «Информационно-ресурсный центр» Алтынай Кобеева. Она считает, что конструктивная беседа положительно повлияет на принятие окончательного решения. 

«Мне понравилась позиция министра Абаева. Видно, что он готов к диалогу, не отказывался ни от каких предложений. Видно, что есть консенсус и понимание», - рассказала она.

Экс-депутат мажилиса Нурлан Жазылбеков полагает, что принятие закона позитивно скажется на дальнейшем развитии общества. Осталось только прийти к компромиссу по спорным вопросам, как отличительные знаки для журналистов, количитество митингующих и специальные места для демонстраций. 

«Думаю, что законопроект будет эффективен для общественных преобразований. Немаловажное значение здесь играет то, что он обсуждался с общественностью, учитывая мнение всей общественности», - резюмировал бывший мажилисмен.

Тем временем до завершения обсуждения остается три дня.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен