Министр труда Биржан Нурымбетов ответил на вопрос, почему ведомство продолжает выплату тем, кто не имеет права получать ее. Он написал разъяснительный пост в своем аккаунте в Facebook, передает ИА «NewTimes.kz».
Он еще раз пояснил правила получения 42 500 тенге и напомнил об ответственности за незаконное получение соцпомощи.
«По поводу ответственности при получении 42 500.
Сразу скажу, что компетенции привлекать к ответственности граждан у Минтруда нет. Была у нас государственная инспекция труда, но и ее в 2013 году передали акимам. Поэтому привлечь кого-то к ответственности, тем более к уголовной, мы не можем.
Но я хотел бы снова о своем вопросе (появившемся из-за этого шума), кому «положено», а кому нет.
Мы с первого дня говорили и разъясняли, что право на соцвыплату по случаю потери дохода в связи с введением ЧП (42 500) имеют наемные работники, отправленные в отпуск без сохранения заработной платы. Так написано и в приказе (в правилах) с первого дня и никогда не менялось!» — сказал он.
Также министр сообщил, что среди получивших выплату были и те, кто не терял работу в режиме ЧП.
«К сожалению, как оказалось, многие наемные работники, которые продолжают работать и получать заработную плату (то есть их никто не отправлял в отпуска без сохранения зарплаты), все-таки подали заявления и получили 42 500 тенге.
Вы не имели права получать эту выплату в соответствии с правилами!» — написал он.
По словам министра, в соцсетях министерство раскритиковали за то, что оно дает деньги таким людям. Биржан Нурымбетов пояснил, почему эти граждане получили соцпомощь.
«А почему тогда вы нам выплатили?» — пишут мне.
А потому что вы сами (или ваш работодатель) подали нам заявление, в котором подтвердили, что потеряли доход в связи с тем, что ваш работодатель (указав его БИН) отправил вас в отпуск без сохранения зарплаты.
«А почему вы это не проверили, когда рассматривали заявление?» — прозвучал и такой вопрос.
Мы никак не могли это проверить. Потому что было так.
В первоначальном варианте правил мы требовали от работодателя приложить к заявлению копию приказа об отпуске своих работников без сохранения зарплаты и другие документы, подтверждающие, что он не может им платить в силу отсутствия средств.
На второй день работодатели, работники, общественность, представители палаты предпринимателей, акимы сказали, что это слишком бюрократично и работодателям тяжело будет в egov прикреплять сканированные документы.
Мы сразу же отреагировали и убрали эти требования, оставив только заявление, в котором заявитель подтверждает, что потерял доходы именно в связи с ЧП, и несет ответственность за достоверность представленных сведений. То есть перешли на уведомительный принцип.
Также по пожеланиям многих работников (работодатели которых особо не торопились за них подавать заявления) мы предусмотрели возможность подать заявление самому работнику, указав БИН компании (организации).
Мы правильно сделали, что сразу послушались людей, общественного мнения? Думаю, мы должны были так сделать.
И как мы после этого могли проверить, есть ли у вас приказ об отпуске без сохранения зарплаты или нет?! Никак. Вы своим заявлением нас уведомили, мы это приняли», — пишет глава Минтруда.
Кроме того, министр отметил, что в базах данных не может быть сведений о приказах по предоставлению гражданам неоплачиваемого отпуска.
«Многие также считают, что мы должны были это нарушение увидеть при проверке, так как у нас есть база данных.
В базах данных не может быть сведений о приказах по предоставлению вам неоплачиваемого отпуска. Потому что по вашим же требованиям мы исключили предоставление такого приказа (см. выше), заменив на уведомительный принцип. Тем более у нас не может быть сведений о несуществующем приказе (ведь у вас его нет, вы не уходили в отпуск, вы продолжаете работать и получать зарплату, вы не теряли дохода в связи с ЧП).
Исходя из этого, с мнением, что в данном случае кто назначил и выплатил, тот и виноват, я не согласен.
Все, что написано выше, относится только к тем работникам, которые, продолжая работать и получать заработную плату, все-таки подали заявления и получили 42 500 тенге. Хотя по правилам эта выплата положена только тем наемным работникам, которые были отправлены в отпуска без сохранения зарплаты.
В связи с этим государственный фонд социального страхования (ГФСС), за счет средств которого осуществляется выплата 42 500, имеет полное право требовать возврата неправомерно полученных выплат.
Напомню, что ГФСС, помимо «42 500», осуществляет выплаты по случаю инвалидности, потери кормильца, потери работы, по беременности и родам и по уходу за ребенком до одного года.
У Минтруда, кроме вышеуказанных работодателей и работников, к другим получателям нет никаких претензий.
И Минтруда не будет инициировать проведение каких-либо проверок в отношении лиц, получивших 42 500 тенге (ИП, ЧП, ГПХ, плательщики ЕСП, «декретницы» и другие). И не переспрашивайте, никого, кроме вышеуказанных наемных работников и работодателей, проверять не будем.
Я уверен, что вы честно подали свои заявления, поэтому правомерно получили выплату.
Берегите себя и своих близких!» — ответил министр.