Дистанционное обучение уже успело стать камнем преткновения, а слухи о первой четверти, которая якобы рискует перетечь в онлайн, не на шутку взбудоражили казахстанских родителей. И волнения их обращены не только на качество образования, но и на то, не превратятся ли дети в одиночек, не сумевших вовремя социализироваться и научиться коммуникациям. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Екатерина Мостовая обратилась с этим вопросом к детскому психологу, школьному учителю и мамам 5-классницы и будущего первоклассника и узнала, как они относятся к «дистанционке» и что думают о влиянии учебы на дому на умение общаться и готовность к реальной жизни.
«Я должна бы выступать за школу, но не думаю, что это основной инструмент социализации». Мнение учительницы
Айжан Маратовна уже 18 лет преподает в государственной школе. Сейчас, признается, стало легче: к концу года поднакопилась усталость, а удаленно ей работается продуктивнее.
«Живу я в частном доме с детьми и внуком, но они всегда в своих делах. Днем я дома одна, утром встаю в шесть, обливаюсь прохладной водой и готовлю всем завтрак. В восемь дома уже никого нет, и я спокойно приступаю к работе. Провожу перекличку, проверяю задания, объясняю новые темы и обязательно беседую с учениками об их самочувствии. Сейчас можно выходить на улицу, и дети явно стали чувствовать себя лучше.
Но вот у моих одиннадцатиклассников целые драмы разыгрываются. Одну девочку родители теперь заставляют поступать в местный вуз, а она хотела уехать за рубеж, даже экзамены уже сдала. Она стала рассеянная и ничего не слушает. А еще двое уже три года дружат, жениться все хотят, но из-за вируса девочку не выпускает из дома мама. Она со своим мальчиком уже несколько месяцев не виделась — какая тут учеба?! (смеется).
То, что происходит сейчас, неоднозначно. Я вижу, что некоторым детям — более домашним и предпочитающим уединение — это нравится. Но те, кто привык общаться, чем-то заниматься, скучно и одиноко», — говорит педагог.
Несмотря на такую позицию, Айжан Маратовна не считает, что школа — главный залог успеха в социализации.
«Я должна бы выступать за школу, но не думаю, что это основной инструмент социализации. Вероятно, если речь идет о совсем маленьких детях — да, но социализироваться можно и с помощью кружков, секций, детских полезных мероприятий и развивающих центров. Вот мой класс, например, переполнен, я там вижу больше непонимания и разделения по группам, нежели социализации, и это только 6-й класс. Ну и надо признать, что не каждый педагог — настоящий наставник для своих учеников. Другое дело, что переход на онлайн, если он случится, должен быть качественным и без спешки, чтобы школа действительно выполняла свою главную функцию — дать важные знания и понять, в каком направлении ты хочешь разбираться», — подытожила Айжан Маратовна.
«Детская социализация возможна только в благоприятно настроенном коллективе». Мнение мамы 5-классницы
У Татьяны из Алматы дочь учится в частной школе «Дана». Уроки у 11-летней Полины проходили в Google-классе по расписанию.
«По каждому предмету их ждал готовый урок в виде презентаций, роликов, таблиц, дополнительных материалов и домашнее задание к нему. Сроки сдачи ДЗ варьировались от «сегодня до 23.00» до «до пятницы». Мне лично понравилось дистанционное обучение, потому что все материалы были качественные и понятные, не было привязки ко времени — ребенку не надо было в 9 утра сидеть на видеоконференции. Домашние задания были понятные. Что больше всего меня тревожит в постоянной учебе онлайн – это контроль качества учебы. Но я уверена, что эти вопросы как-то решаются», — рассуждает женщина.
Татьяна сомневается, что нынешние школы, особенно государственные, могут способствовать развитию социализации и эмоционального интеллекта.
«Учителя загнаны в угол, большое количество учеников в классе не позволяет уделить каждому внимание, а некоторым детям, которые чаще всего являются возмутителями спокойствия в классе, такого внимания нужно в разы больше. Причем не криков и угроз, а именно нормального, человеческого внимания, спокойного разбора ситуации.
Моя дочь перешла из государственной в частную школу в январе, потому что там она испытывала большой стресс. Поэтому детская социализация, исключительно на мой взгляд, возможна только в благоприятно настроенном коллективе, где взрослые люди могут контролировать отношения, чтобы вовремя выявить и предотвратить тот же буллинг, например. В школе у учителей на это нет сил и времени», — объяснила свою позицию Татьяна.
Она разделяет мнение Айжан Маратовны о том, что группы по интересам более эффективны для социализации детей, чем общение с неблагополучными подростками.
«До карантина я часто брала дочь с собой на различные благотворительные мероприятия, приводила на хор, где я пою, и она отлично общалась со всеми. Иногда лучше избежать общения с кем-то, например, с неблагополучными подростками, чем дать ребенку приобрести опыт общения с ними. Взрослые же не идут целенаправленно общаться с уголовниками. Помимо этого, есть общение онлайн, многие подростки много общаются именно в соцсетях.
Моя дочь увлекается аниме: они ставят какие-то сценки, читают книги, смотрят фильмы, а потом все это обсуждают. Мы так «Санта Барбару» обсуждали в 11-12 лет. Поэтому надо просто предоставить ребенку выбор и поддерживать в его увлечениях, ненавязчиво контролируя круг общения», — считает Татьяна.
«Вместо социализации ребенок будет прикован к гаджетам». Мнение мамы будущего школьника
Астанчанке Насихат Оркушпаевой только предстоит узнать, что такое школа. Ее старшему сыну шесть лет, и в этом году он пойдет в первый класс. От идеи посещения нулевого класса в какой-то момент отказались — пожалели ребенка, да и для работающих родителей удобнее оказался центр подготовки к школе.
«Еще в прошлом году мы начали рассматривать вопрос, в какую школу отдавать сына. Споров и мнений было много. В итоге сошлись на том, о чем говорят многие эксперты и психологи: самая лучшая школа — та, что рядом с домом.
Уже сегодня слышу разговоры о том, что, скорее всего, первая четверть нового учебного года также пройдет в режиме онлайн. И меня это, честно, пугает, поскольку понимаю, что, вместо того чтобы проходить этапы социализации в новом коллективе, ребенок будет вынужден находиться в четырех стенах и прикован к гаджетам», — волнуется женщина.
Не меньше Насихат переживает из-за развития коммуникационных навыков сына.
«Несмотря на то что он ходит и будет в последующем также ходить в центр, именуемый в народе продленкой, где, в принципе, общения через край, все же беспокоит вопрос отсутствия коллективного/командного духа при онлайн-обучении. Ну и, конечно, самое важное и первостепенное значение для меня имеет качество образования. При онлайн, как вы понимаете, оно оставляет желать лучшего. Отсутствие личного контакта с педагогом, контроля со стороны учителя, дисциплины — все это и многое другое влияют на уровень подготовки детей», — размышляет мама будущего школьника.
Насихат выступает за традиционную очную школу с веселыми переменами, смехом в коридорах и родительскими собраниями.
«Ведь не зря говорят, что школа — это путеводитель ребенка в светлое будущее. Насколько онлайн-школа будет качественным путеводителем — большой вопрос», — подытожила она.
«Изменения в институте семьи просто неизбежны». Мнение детского психолога
Семейный и детский психолог Ольга Мустафина заявляет: человечество переходит на новый виток, и переход затронет каждого из нас. И объясняет, почему онлайн-учеба вызывает сопротивление.
«Та система, заложенная с прошлого века, частично требует апгрейда. Но не каждый готов меняться: человек, рожденный в той системе, не сможет отказаться от нее и принять новую. Для этого нужны определенные условия и время. Любые изменения, новшества в системе вызывают чувство сопротивления и чувство страха. На примере мы можем рассмотреть и систему онлайн-обучения», — говорит психолог.
Принятие новой системы обучения требует более глубоких изменений, считает Ольга.
«Все те изменения, что уже произошли, многих привели в состояние сопротивления и страха, как мы понимаем, сработал защитный механизм и привел к отрицательным откликам со стороны родителей. Чтобы новая система вошла в современное время, изменения в институте семьи просто неизбежны.
Современные родители, занимаясь саморазвитием, своим внутренним и внешним миром, постепенно приходят к пониманию доброжелательного и позитивного воспитания ребенка. В воспитании есть основная задача — создание надежных, доверительных отношений с ребенком, которые помогут сделать огромный вклад в его развитие, творческий потенциал, открыть двери в его мир», — уверяет эксперт.
Напоследок Ольга Мустафина уточнила: современная семья нуждается как в психоэмоциональной поддержке, так и в «рекомендациях по пользованию», которые подскажут, что и как делать.