Педагог, основатель школы и исследователь образования Нурмухаммед Досыбаев высказался о том, почему казахстанские университеты в большинстве своем находятся в упадочном состоянии, кто в этом виноват и что делать, передает ИА «NewTimes.kz».
Нурмухаммед Досыбаев — основатель и гендиректор Astana Garden School и педагог английского языка — изучал вопросы влияния и внедрения цифровизации на развитие казахстанской системы школьного образования в Кембриджском университете. Он работал в разных казахстанских школах, университетах и в профильном ведомстве Шымкента, поэтому изнутри знает все слабые места отечественного образования.
«Высшее образование страны нуждается в тотальной перезагрузке и реальной свободе. Дистанционное обучение показало, кто есть кто и что есть что. Как бы сильно правда не колола глаза, давайте честно признаемся: крах казахстанской системы высшего образования наступил уже давно, а в государственных и национальных вузах он наступил еще раньше.
В результате, согласно ежегодному рейтингу НПП и МОН РК, за исключением одного автономного государственного вуза в лице НУ, в стране осталось всего пару частных и получастных вузов и единицы госвузов, которые чудным образом выжили и которым пока получается достойно исполнять свои миссии по подготовке и выпуску дипломированных специалистов, соответствующих ожиданиям и удовлетворяющих потребности работодателей, МСБ, производства и других отраслей экономики страны. Вот таких реальных результатов как раз и не хватает в масштабах всей страны», — пишет Нурмухаммед Досыбаев в своем Facebook.
У эксперта есть свое мнение о том, почему университеты оказались в таком беспомощном состоянии. Он назвал сразу 11 факторов, повлиявших на это.
«Беспомощное состояние большинства остальных университетов сложилось в результате ряда факторов:
1. В связи со слишком большим вовлечением госаппарата в вопросы регулирования и контроля образовательной сферы и, наоборот, полного отсутствия общественного контроля и подотчетности исполнительного органа вузов перед обществом. На деле корпоративное управление вузом смогло заработать только в частных и получастных вузах, а былое влияние учредителей госвузов как было огромным, таким и осталось.
2. В целом вузы остаются заложниками сложившейся ситуации и пожинают плоды системы среднего образования, которое нуждается в улучшении в первую очередь. Борьба за имеющийся небольшой пул академически талантливых выпускников школ, которых вырывают то российские, то зарубежные вузы с грантовым финансированием (где наблюдается профицит студенческих мест в связи со спадом рождаемости), то свои локальные вузы с уникальными условиями поступления и обучения и географически выигрышной локацией, с каждым годом осложняет эту конкуренцию.
3. Низкое качество выпускников медицинских, инженерных и научно-технических специальностей также связано со слабой инфраструктурной базой вузов, возникшей в связи с хроническим недостатком финансирования капитальных затрат университетов и отнимающей время всех сторон существующего бюрократизма в вопросах госзакупа нужных инструментариев или, например, реагентов.
4. Низкоквалифицированные кадры в самих госвузах в результате низких зарплат и ограничений согласно зарплатной сетке гражданских служащих. Нередко можно встретить, как студенты исправляют своих же преподавателей, яркий тому пример — факультеты английского языка, куда все чаще поступают дети с IELTS 6.0 и выше.
5. Существующая ставочная система оплаты труда ППС и содержание заключенных трудовых договоров. Рассмотреть переход от 32-часовой за два семестра модели, которая не способствует развитию науки и самостоятельной работе, к 40-часовой в неделю рабочей модели, которая включает вовлеченность и работу сотрудника на целый день, а не по часам.
6. Вынужденная мера госвузов по зарабатыванию дополнительных денег для залатывания не покрывавшихся госфинансированием операционно-хозяйственных дыр через немеряный прием платников, заочников и дистанционников. Развитие исследовательских вузов должно идти через участие в научно-грантовое финансирование. А операционная деятельность преподавательских госвузов должна в полной мере дотироваться госбюджетом и лишь частично за счет оплат от заинтересованных в знаниях студентов.
7. Вдобавок к этому наличие большого контингента незаинтересованных студентов на тех или иных программах, в которые они в отличие от зарубежных вузов не отбираются самими преподавателями, а попадают в обход университетов по внешнему конкурсу через систему госгрантов. На уровне школ необходимо внедрять систему профориентации на раннем этапе их развития.
8. Возникновение неконкурентоспособной среды в стенах госвузов, влекущей к снижению мотивации студентов с понижением мотивации самого ППС.
9. Возникающие в таком результате плагиат и элементы коррупции для закрытия сессий со стороны незаинтересованных студентов, которым важна только корочка. Может, для решения проблем с плагиатом на уровне ППС стоит рассмотреть возможность законодательного закрепления лишения научных званий ученого и запрета на публикации при выявлении у них плагиата и/или недостоверности результатов опубликованного исследования?
10. Невысокое качество руководящего состава самих вузов, их стиль и формат управления академическими и финансово-хозяйственными процессами, их знания, опыт и компетенции, видение и стратегия развития. Царящая атмосфера, некомфортная рабочая среда для ППС, слабая корпоративная культура и дух единства. Все это, несомненно, влияет на исходный результат.
11. Все это усугублялось требованием постоянных отчетностей со стороны госаппарата, на ежегодной основе увеличивающего объем госзаказа, грантов и стипендий, который тоже не смог позволить вузам остаться наедине с бюджетными деньгами», — перечислил ключевые факторы Нурмухаммед Досыбаев.
Он призывает дать свободу учебным заведениям: перестать диктовать принципы и критерии отбора студентов, освободить от обязательного преподавания общеобразовательных кредитов в размере 56 штук (24% от общего количества).
«Как ни крути, любой частный вуз, который работает на реальный результат, никогда ранее не купался в деньгах, в отличие от шарашкиных контор, с которыми их часто путают. Ну а наблюдательные советы директоров региональных госвузов, которые призваны готовить кадры для регионов, можно возглавить лично акимам областей, чтобы потом не жаловались на отсутствие кадров.
К слову скажу, в Финляндии учредителями одного большого регионального вуза (являющегося нашим партнером) одновременно являются сразу три акимата. Единственное отличие — в этих странах акимы не назначаются, а избираются местным народом», — уточнил Досыбаев.
При этом он уверен, что многие государственные вузы жаждут перемен, достаточно лишь дать «иммунитет и карт-бланш учредителям» на период реформирования.