Внештатный советник президента РК Олжас Худайбергенов назвал причины искажения статистики по коронавирусу в стране, передает ИА «NewTimes.kz».
Об этом Худайбергенов написал на своей странице в Facebook.
«Статистика с коронавирусом стала одним из серьезных информационных провалов бывшего руководства Минздрава, из-за чего доверие населения к коронавирусным инициативам упало, а страна попала в заголовки мировых СМИ и чуть ли не стала родиной непонятного вируса с подачи китайского посла в КЗ», — пишет он.
Далее советник президента объяснил ситуацию по статистике.
«В марте начались первые тесты, а мощности тестирования были низкими.
К середине апреля мы достигли 20 тысяч в сутки, а к началу мая — около 30 тысяч в сутки.
В начале мая также появилась отдельная графа по бессимптомным, что однозначно является ошибкой.
Мировая статистика считала ровно наоборот — было общее число больных и отдельно считали число тяжело больных. У нас до сих пор нет такого подхода», — написал Худайбергенов.
По его словам, охват тестированием не успевает за скоростью распространения вируса.
«Число тяжелобольных начало расти, и пока они сдадут ПЦР-тесты, их не принимали в больницу, тогда состояние больных ухудшалось.
В итоге в середине июня было решено принимать, если есть хотя бы КТ, которая показывает процент поражения легких.
Но с КТ тоже были очереди. Но, с другой стороны, шансы пройти одно из двух уже были выше, плюс КТ точно показывала пневмонию, а ПЦР-тест мог быть ложноотрицательным или ложноположительным (первое намного более вероятно)», — пояснил советник.
Он также пояснил, почему ПЦР-тесты могут быть ложноотрицательными:
«Человеческие ошибки объяснялись тем, что первый состав сотрудников центров тестирования заболевал, на их место приходил новый состав, который надо было учить, в любом случае их компетенция была ниже.
Плюс в регионах в целом компетенции ниже, чем в Алматы и столице.
Увеличение охвата тестированием, размещение центров в большем числе населенных пунктов неизбежно повышало число ложноотрицательных тестов.
Как следствие, появилась пневмония, которая якобы не имела отношения к коронавирусу», — считает Худайбергенов.
«Когда люди умирали от пневмонии, имея ложноотрицательный тест или вовсе не успев сдать тест, то тело отдавали родным, дальше проходили поминки, жаназа, похороны, что гарантировало быстрое и широкое распространение коронавируса.
В некоторых случаях родственники, желая достойно похоронить умершего, договаривались с врачами указать причиной смерти инсульт, инфаркт, тромбоз, острую сердечную недостаточность. Забрав тело, быстро везли на кладбище хоронить, что тоже не спасало от заражения. Но зато статистика искажалась», — пишет он.
По его мнению, надо «приравнять к смерти от коронавируса всех, кто умер от пневмонии или умер от других болезней в больницах, где лечили от коронавируса».
«Вряд ли эти люди могли там избежать заражения. А дальше общее число можно делить на тех, кто имеет прямое подтверждение в виде ПЦР-теста и косвенное в виде прочих признаков. Думаю, такой подход увеличит цифры смертности в 10 раз», — считает он.
«Естественно, при выправлении статистики надо связаться с Worldometer.info, чтобы прирост умерших и больных разнесли по дням, а не внесли одним днем, чтобы опять не попали в мировые СМИ.
В прошлый раз скачок в приросте был из-за того, что бессимптомных больных не учитывали и вписали их число одним днем, и страна сразу вылетела на первое место по заражению», — отметил Олжас Худайбергенов.
Он еще раз напомнил о компенсации семьям умерших медработников.
«Надо сделать выплаты по 10 млн тенге всем врачам, участвовавшим в лечении, не имевшим положительного теста и умершим от пневмонии.
А также по 2 млн тенге всем врачам, переболевшим и болеющим коронавирусом/пневмонией, если они участвовали в лечении от коронавируса», — сказал он в заключение.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству определиться со статистикой по пандемии.
Ранее вице-министр здравоохранения Людмила Бюрабекова пояснила, почему разнится статистика по больным коронавирусом с данными, которые ведомство ежедневно публикует.