Современные цифровые технологии охватывают все аспекты жизнедеятельности, в том числе банковские и финансовые секторы. В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) отметили, что специализированные экосистемы и маркетплейсы пользуются огромной популярностью, а быстрее всего растет сегмент операций в интернете, передает ИА «NewTimes.kz».
В период пандемии цифровые технологии в области предоставления банковских услуг обрели особую актуальность. Многие процессы, проводимые ранее в традиционном формате с посещением финансовых институтов, обращением к менеджерам, переведены в электронный формат. В принципе, такой подход весьма удобен для населения. Понимая это, казахстанские банки второго уровня принялись активно внедрять новые сервисы.
«Наиболее заметной экосистемой, как вы понимаете, сейчас является экосистема Kaspi.kz. В ней удалось одновременно свести, собственно, маркетплейс, поставщиков товаров, кредитование поставщиков, покупателей и кредитование покупателей. Данный подход позволил Kaspi Bank подняться в рейтинге банков по активам с пятой-шестой позиции на вторую. По отдельным оценкам оборот внутри локальной платежной системы Kaspi сейчас превышает оборот международных платежных систем в Казахстане. Также, мы видим конкурирующие системы — такие как сотрудничество Halyk Bank и Технодома или маркетплейс Forte Bank, которые также развиваются в данном сегменте», — отметили в АФК.
Как отмечают в Ассоциации, в период пандемии процессы развития цифровых сервисов в финансовой сфере страны имеют свои нюансы и связаны они, в первую очередь, с переходом в электронную систему.
«Из-за распространения коронавируса, введения чрезвычайного положения и карантинных мер резко увеличился спрос на открытие банковских счетов онлайн. Этот скачок объясняется тем, что в период произведения выплат социальных пособий сотни тысяч граждан не имели банковских счетов. Отвечая на новые потребности своих клиентов, банки второго уровня в кратчайшие сроки предоставили клиентам удобный сервис — дистанционное открытие карт. В данный момент сфера применения цифровых каналов связи расширяется, клиенты банков могут получить кредиты, сделать переводы онлайн, без необходимости посещения офисов БВУ. Такие меры повышают доступ к банковским услугам, увеличивают уровень клиентоориентированности, что будет способствовать продвижению финансовой инклюзии», — дополнили специалисты АФК.
Следует отметить, что по данным на начало месяца, основная доля безналичных операций в Казахстане совершается посредством интернета и мобильного банкинга и составляет порядка 80%. Кроме того, в Казахстане продолжается рост безналичных транзакций, их объем в июне вновь побил рекорд за всю историю наблюдений. Показатель вырос с 2,4 до 2,7 трлн тенге (+15,4%). При этом за первое полугодие объем безналичных карточных платежей в стране составил 12,8 трлн тенге, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года. Учитывая эту статистику, возникает обеспокоенность — а каков риск стать жертвой интернет-мошенничества.
«Национальный банк не публикует сводную статистику по количеству и объему мошеннических операций. По данным международных платежных систем за предыдущие годы процент мошенических транзакций был ниже среднемирового в 3-5 раз. Тут сказывается достаточно позднее вхождение казахстанских институтов в этот рынок, в связи с чем в Казахстане были внедрены наиболее современные платежные инструменты, которые меньше подвергнуты рискам мошенничества. При этом каждый финансовый институт содержит собственные системы информационной безопасности, а регулятор регулярно совершенствует подходы к управлению данными рисками», — резюмировали в организации.