За три месяца чиновники должны привести в порядок шесть заброшенных урановых рудников. Территорию пока даже не обнесли забором, да и охраны нет. А ведь еще два года назад на республиканском уровне поручили решить эту проблему к концу 2020 года, передает Первый канал «Евразия».
В опасной зоне, где все разграблено и разрушено, играют дети и пасется скот. Почему угрозу радиации не воспринимает всерьез ни само население, ни местные власти — в сюжете телеканала.
Бывшие урановые рудники напоминают декорации к фильму-катастрофе.
Это то, что от них осталось за 10 лет. Охранять некому. На балансе акимата не стоят. Земля не оформлена. Таких в одном Северном Казахстане сразу шесть. И все, как под копирку, развалины.
«Ограждения были вывезены. Сооружения здания были частично разобраны, разрушены. Коммуникационные сети тоже были населением вывезены», — говорит руководитель областного департамента экологии Ерболат Умаров.
Надежда, что когда-нибудь разрушенные рудники снова запустят, а людям дадут работу, постепенно улетучилась.
Нечего восстанавливать, да и в мире таким дедовским способом уран давно не добывают — дорого и неэкологично.
К слову деньги под консервацию планировали выделить еще год назад.
«К сожалению, на этот год денег не нашлось. Предполагается, что в бюджете следующего года мы разработаем проектно-сметную документацию и начнем работы по новой консервации, ограждению и так далее.
Вопрос находится на контроле совета безопасности страны. Я думаю, что в следующем году эта системная работа будет проведена», — комментирует экс-министр энергетики РК Канат Бозумбаев.
Не получилось с разбега, и деньги не дошли. И местные акиматы увязли в бюрократии. Кто-то еще землю на баланс не поставил.
«Земля не наша. Когда переведем в коммунальную собственность, ограждения будут, участковый появится. Он будет объезжать, смотреть», — сказал заместитель акима Айыртауского района Едрес Жанапин.
А кому-то пришлось на поклон к предпринимателям идти и давить на их сознательность.
«Его полностью мы закрыли железом. Заварили, сделали насыпь, огородили проволокой и поставили знак. Из бюджета деньги не выделили, это сделано за счет сельхозтоваропроизводителей», — рассказал заместитель акима района имени Г. Мусрепова Нурлан Туребеков.
А пока земля ничья и нет заборов, здесь пасется скот. Забредают случайные туристы.
И только местным уже здесь делать нечего, точнее, брать. Периодические замеры радиации то показывают превышение нормы радиации, то нет.
Успеют ли акиматы до декабря разобраться с бумагами, снести развалины и поставить ограждения сразу на шести рудниках — неизвестно.