Поддержка особенных: Как обучают детей с аутизмом в детсаду в Усть-Каменогорске

В конце прошлого года в Усть-Каменогорске распахнул свои двери уникальный детский сад для детей с задержкой эмоционально-волевой сферы и нарушением поведения, в том числе с расстройством аутистического спектра. Здесь маленьким жителям города помогают развиваться, адаптироваться в обществе, добиваться успехов, передает ИА «NewTimes.kz».

ТОО «Дошкольная организация «Страна Чудес» работает три года. Изначально дети получали здесь весь необходимый спектр услуг по часам, но потом руководство приняло решение — предоставить мальчикам и девочкам возможность полного пребывания. Так в декабре прошлого года в Усть-Каменогорске появился первый детский сад для особенных детей. 

«Проектная мощность нашего коррекционного детского сада составляет 70 мест. На сегодняшний день по программе государственного заказа дошкольное учреждение посещает 61 ребенок, в том числе 35 детей имеют статус «инвалид детства». Наши педагоги занимаются с воспитанниками по авторской учебной программе, использующую в работе с детьми с аутизмом», — говорит директор ДО «Страна чудес» Лилия Мамбурова.

История создания детского сада для детей с повышенными потребностями берет свое начало, наверное, с того дня, когда Лилие Мамбуровой сказали о том, что ее дочь, страдающая расстройством аутистического спектра, необучаема. Конечно, женщину не устроил такой вердикт специалистов. Наперекор ему, а также в целях оказания поддержки другим устькаменогорским родителям, которые также воспитывают особенных детей, Лилия Мамбурова открыла собственный детский сад. Приняв на работу профессиональных сотрудников, выбрав наиболее эффективную программу обучения, женщина уже через несколько месяцев деятельности детского сада заметила, что мальчики и девочки, которые вообще не могли разговаривать стали произносить самое заветное слово «мама». Социальные, коммуникативные, бытовые навыки стали активно проявляться и в поведении дочери директора, ребенок заговорила.

На сегодняшний день с детьми работают 19 педагогов. Это: психологи, дефектологи, специалисты по сенсорной интеграции, нейропсихологи, нейрологопеды, специалист ЛФК, инструкторы по плаванию, социальные работники.  Как правило, занятия проходят в игровой, непринужденной форме. Такой способ позволяет избежать чувство переутомления, к тому же так детям легче освоить новые знания и навыки.

«В своей работе мы применяем новейшие и эффективные методики: АВА-терапия, нейрокоррекция, сенсорная интеграция, раннее вмешательство, альтернативная коммуникация PECS. В нашем садике мы успешно запускаем речь у неговорящих детей, адаптируем детей к нахождению в обществе, прививаем социально-бытовые навыки, развиваем коммуникативные навыки. Каждый шаг детей к успеху — на вес золота. Из нашего садика дети уходят в инклюзивные классы школ — это наше главное достижение», — подчеркивает Лилия Мамбурова.

В период чрезвычайного положения специалисты проводили для детей и родителей онлайн-встречи, прямые эфиры на такие темы как: «Новые социально-бытовые навыки в домашних условиях», «Как не потерять приобретенные навыки. Советы дефектолога», «Арт-терапия на карантине», «Выживание в условиях стресса. Мама дома- как не сойти с ума» и другие.

Через три месяца деятельности дошкольной организации «Страна Чудес» — один год. Пожелаем ее сотрудникам и детям успехов. Надеемся, что спустя несколько лет этот маленький детский сад, действительно, станет огромной страной чудес, в которой воспитанники превратятся из неокрепших, скромных ребят в физически и духовно сильных личностей.

Фотографии предоставлены Лилией Мамбуровой