Шопинг — популярное средство от тревоги и плохого настроения, но в карантин подобная терапия стала невозможной. Во-первых, из-за пандемии снизились доходы и зарплаты казахстанцев, а во-вторых из-за ограничений по времени работы попасть в любимый бутик одежды или обуви стало сложнее, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Имидж-дизайнер Аида Есеналина подтверждает, что индустрия одежды, как и многие другие сферы бизнеса, стала жертвой карантина. Из-за вынужденного простоя владельцы бутиков избавляются от крупных и дорогих брендов. К примеру, Аида из-за пандемии и связанных с ней ограничений закрыла свой бизнес по созданию женской брендовой одежды.
«Многие мои знакомые, у которых были магазины детской одежды, не смогли полностью оправиться после пандемии. Ведь до этого времени основная масса продаж приходилось на школьников и на подарки для ритуальных мероприятий (шилдехана, бесик той, кыркынан шыгару и тд.). И с введением дистанционного образования и отмены походов в гости, естественно, продажи в детском ритейле упали. И многие родители признаются, что сэкономили довольно ощутимую сумму денег, не покупая одежду и обувь на новый учебный год», − рассказывает дизайнер.
Кроме того, казахстанцы пересмотрели свои взгляды на покупки и вынужденно стали более рациональными. Как результат отечественные модницы забыли о бутиках эксклюзивной и дорогой одежды, сделав выбор в пользу масс-маркет брендов.
«Думаю, как раньше уже точно не будет, так как из-за пандемии практически все изменилось. Многие научились покупать онлайн, работать удаленно. И даже, когда вся эта ситуация с коронавирусом закончится, люди уже будут относиться к покупкам и к своему бюджету более рационально и осознанно», − полагает дизайнер.
По ее словам, в целом, время импульсивного шоппинга подходит к концу, да и запреты на работу бутиков и ТРЦ вынуждает казахстанцев регламентировать время нахождения в магазине и четко продумывать будущую покупку.
«В случае, когда ТРЦ закрыты, и возникает необходимость покупок, то придется совершать их онлайн или же планировать в будние дни. Это также исключает риск необдуманных покупок на эмоциях. Сейчас, в очень нестабильное время, когда в любое время могут закрыть на карантин, стоит сэкономить на одежде на выход. Тем более у нас в стране, когда отменили тои и корпоративы. В этой связи, конечно, пострадала в целом вся индустрия красоты, ресторанный бизнес и ритейл вечерних платьев», − говорит собеседница.
«Думаю, что отказываются от люкса. Люди, которые покупали люкс, уже все больше и больше обращают свое внимание на middle и middle up сегменты. Да и зачастую, качество вещей сегмента люкс немногим отличается от вышеперечисленных», − делится мнением эксперт.
По ее мнению, онлайн-шопинг агрессивно внедряется в повседневную жизнь казахстанцев, заменяя привычные бутики и магазины одежды. Но, к сожалению, отмечает Аида, онлайн покупки в Казахстане не гарантируют потребителям хорошее качество продукта.
«Думаю, ни один из сервисов не может гарантировать качественную продукцию, так как в основном это все онлайн-маркеты, продающие разные бренды. По сервису, да, есть наиболее распространенные ресурсы, на которых привыкли заказывать казахстанцы. И у нас в этом плане одни и те же популярные ресурсы, такие как Lamoda, Wildberries, так как сроки доставки более реальные. Некоторые заказывают на Asos, но таких не много. Также большое распространение получили аккаунты в Instagram, люди все необходимые начали искать по хэштегам и заказывать доставку», − уверяет Аида Есеналина.
Но не все так плохо, уверена Аида. К примеркам на вещевых рынках и походам в секонд-хенды наш потребитель не вернется даже из-за коронокризиса, считает она.
«Не думаю, что нынешнее поколение вдруг резко перешло на шопинг в секонд-хэндах. Мне кажется, что они даже и не знают об их существовании. Более старшее поколение, которое и до пандемии нет-нет да заглядывало в секонд-хэнды, возможно стали чаще заходить. Хотя, в секонд-хэндах иногда можно найти довольно приличные и качественные вещи, которые в разы лучше некоторых вещичек из масс-маркета», − заключила спикер.