«Детей лишают будущего»: Нуркен Халыкберген раскритиковал систему образования в Казахстане

Известный PR-специалист и бизнесмен Нуркен Халыкберген ответил первому президенту Нурсултану Назарабаев на вопрос о том, почему казахстанцы продолжают уезжать из страны, передает ИА «NewTimes.kz». По его словам, из-за системных ошибок МОН РК абитуриенты все чаще отдают предпочтение зарубежным вузам, а недовольные качеством школьных  знаний родители вынуждены тратить свой бюджет на репетиторов и дополнительное образование для детей.

Фото: inform.kz

Своим мнением эксперт в области коммуникаций поделился на странице в Facebook:

 «Нурсултан Абишевич, вы на заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана задали вопросы о том, что не понимаете казахстанцев, которые уезжают в другие страны: «Зачем уезжать, если мы создадим лучшие условия, чем там, куда они уезжают? Зачем? Поэтому на местах акиматы должны быть очень внимательными. Почему они уезжают в соседние вузы? Надо сделать так, чтобы у нас было лучше», так вы сказали.

Если отвечать на ваши вопросы, то начать стоит, на мой взгляд, с того, что реальность не соответствует декларациям, в которых живут наши чиновники, а следовательно, и вся образовательная отрасль Казахстана. Поэтому все больше и больше казахстанцев покидает Родину, все больше и больше казахстанских детей выбирает зарубежные вузы. 

В то же время Министерство образования и науки Республики Казахстан в своих докладах пишет об успешной реализации очередной реформы образования, о росте конкурентоспособности знаний, об успешном внедрении Болонского процесса и прочие умные и красивые слова, которым хотелось бы верить. Только вот реальность совсем другая», — подчеркивает Халыкберген.

Автор перечислил ошибки МОН РК, которые привели к слабым академическим знаниям и неграмотности учащихся:

«Например, за 29 лет казахстанской независимости через десяток тысяч учителей английского языка в школах и университетах прошла значительная часть взрослого населения Казахстана. Однако в международном рейтинге знания английского языка за 2019 год наша страна находится на 93 месте из 100 стран. 

Хуже нас только Кот-Д’Ивуар, Камбоджа, Ирак, Ливия. И с каждым годом эта ситуация ухудшается, ведь в 2016 Казахстан был на 54 месте. Это прямой показатель качества работы министерства образования и науки РК за последние 29 лет.

Или еще факт: доклад Евразийской экономической комиссии по итогам 2019 года «Образование в цифрах. Статистика ЕАЭС» гласит, что в общем объеме «экспорта» студентов, учащихся не у себя на родине, а в странах ЕАЭС вклад Казахстана составляет 67%. Это больше, чем Россия, Кыргызстан, Армения, Беларусь вместе взятые. 

Согласно исследованию Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (оценивает функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике), казахстанские школьники оказались практически в самом низу — на 69 месте из 78».

По словам бизнесмена, юные казахстанцы являются подопытными кроликами в бесконечных экспериментах министерства образования.

«Почему же так происходит? За 29 лет независимости у нас сменилось 13 министров образования (средний срок работы каждого — 2,3 года). Каждый новый министр считал своим долгом запустить новую реформу в образовании, пытаясь совершить революцию за пару лет, пока сидит на этом посту. 

При этом наши дети являются подопытными кроликами в этих бесконечных экспериментах, за результаты которых никто никогда не отвечал перед народом. Чиновники в силу короткого периода пребывания на своих позициях и ограниченного видения принимают противоречащие регулятивные нормы, которые приводят к абсурду в образовательной отрасли Казахстана. 

И никто не отвечает за последствия за знания наших детей. Казахстанцев не интересуют отчеты министров, но все мы переживаем за своих детей и их шансы найти достойное место в нашем обществе.

29 лет министерство образования и науки Казахстана тратит триллионы тенге на решение одной задачи создание конкурентоспособной нации, которая могла бы не только продавать природные ресурсы, но и производить хоть что-то. У меня, например, дома нет ни одного казахстанского инструмента (лопаты, отвертки, пассатижи или др.), но не потому, что я не хочу их покупать, а потому, что их просто нет в продаже.

29 лет министерство образования и науки РК при разных министрах лишь рассказывает нам про финансовые результаты прошлого года, про освоение бюджетов, про реализацию реформ, про распределение грантов, про внедрение трехъязычия и новых учебников.

Но чиновники ничего не говорят нам о том, когда казахстанские дети (включая сельских жителей) будут получать качественные знания, которые сделают их конкурентоспособными не только у нас на Родине, но и за рубежом. Главное, что беспокоит казахстанцев,  это будущее наших детей, каждого ребенка», — пишет блогер.

Халыкберген затронул тему и высшего образования в стране:

«Не нужно доказывать то, что на реальном рынке труда чем большим количеством компетенций обладает человек, тем больше у него шансов устроиться на высокооплачиваемую работу. У нас же первое, что говорят вчерашнему выпускнику вуза, который только устроился на работу: «Забудь про все, чему тебя учили в институте». Вот она реальная оценка казахстанских знаний.

После окончания вуза работодателю приходится доучивать новоиспеченного специалиста, ведь в вузе ему преподавали теорию учителя, у которого за плечами нет никакого практического опыта. Чиновники от образования не дают разрешения вузам нанимать в качестве преподавателей практиков с отраслевым опытом. 

Например, один из руководителей коммерческих вузов рассказывал, что ему запретили нанимать англичан для преподавания английского языка студентам. Причина государственные стандарты образования запрещают преподавать людям, у которых нет педагогического образования и магистерского диплома. Абсурд. А если нарушить это правило, то ваш вуз закроют и лишат лицензии.

Закрытие вузов в последние месяцы почему-то стало главной целью очередного министра образования. Чиновники поверили сами и убеждают в этом руководство страны, что нужно сокращать количество вузов в Казахстане, мол, у нас их слишком много. 

Утверждается, что в Казахстане должно быть соотношение 1 вуз на 300 тысяч населения. Тогда как опыт США показывает, что в Америке 1 вуз приходится на 60 тысяч населения. Индия и Китай каждый год открывают новые институты и университеты, а мы их, наоборот, сокращаем».

Блогер приводит в пример закрытие КазАТК им. М. Тынышпаева по инициативе МОНа.

«Показательна история с КазАТК им. М. Тынышпаева уникальным вузом на территории Центральной Азии с почти 100-летней историей, готовящим транспортных специалистов. КазАТК — это вуз, который признают транспортные университеты России, Германии, Украины, Китая и др. КазАТК это вуз, который особенно важен для нашей страны, занимающей 9 место в мире по площади.

Но вдруг этот вуз не понравился министерству, и было принято необоснованное решение его закрыть, причем в разгар учебного года. Получается, в нашей стране могут закрыть любой вуз и его студенты, которые хотели учиться именно этом вузе, могут остаться на улице. Логики в этом нет, одни необоснованные амбиции чиновников, которые нас ведут в средневековый мрак необразованности.

Руководство казахстанского министерства образования почему-то уверено, что только государственные вузы способны обеспечить качественные знания, а коммерческие вузы это главная проблема в стране. В то же время выпускники казахстанских государственных вузов не превосходят на голову своих сверстников — выпускников коммерческих вузов. 

Непонятно, почему министр ставит главной целью сократить количество людей с высшим образованием в этой стране. Если во всем мире государства пытаются увеличить долю своего населения с высшим образованием, то в нашей стране у чиновников, похоже, стоит задача обратная — сделать высшее образование недоступным для большинства населения, делая для этого все возможное и невозможное», проводит параллель с другими странами автор поста.

Проблематичными, по его словам, остаются темы дистанционного обучения и единого национального тестирования в стране.

«Взять тот же ЕНТ. Все школьники обязаны сдать ЕНТ для поступления в казахстанские вузы, а вот иностранцам, которые хотят поступить в эти же вузы, ЕНТ сдавать не нужно. Наши дети могут поступать в вузы один раз в год, а иностранцы в течение года.

В российские вузы, которые в международных рейтингах стоят выше, чем казахстанские, казахстанским детям не нужно сдавать ЕГЭ и ЕНТ. Эксперты качество российских выпускников оценивают выше, чем казахстанских. Вот и причина растущего потока наших детей, убегающих из страны к соседям за знаниями.

Во всем мире дистанционная форма обучения давным-давно признается таким же способом получения знаний, как и очное обучение. В Казахстане оно запрещено для подавляющего большинства абитуриентов, по дистанционке разрешается обучаться только инвалидам и лицам, находящимся в заключении. Конечно, есть оговорка в законе об образовании, что дистанционное обучение в Казахстане возможно в условиях чрезвычайных ситуаций, но сути это не меняет.

Неделю назад я провел опрос среди 375 казахстанцев на тему затрат на дополнительное образование вне школы. 96% опрошенных уже больше года тратят деньги на дополнительные занятия своих детей, на занятия с репетиторами.

Тратят деньги на изучение иностранных языков, на освоение физики, химии, математики, информатики, биологии и других предметов школьной программы. Тратят деньги из семейного бюджета, хотя могли бы эти деньги тратить на еду, одежду, недвижимость, развлечения. Тратят деньги потому, что недовольны качеством знаний, получаемых детьми в школах. А значит, конституционное право на бесплатное качественное среднее образование не исполняется.

Наших детей лишают будущего, не давая получать знания, а дети чиновников, разумеется, летят в Лондон, Францию, США. Мы, казахстанцы хотим лучшего будущего для своих детей, хотим, чтобы у них было больше возможностей, и, к сожалению, сейчас это будущее — за пределами нашей республики.

Очевидно, что вся образовательная отрасль Казахстана нуждается в срочной перезагрузке», — резюмирует автор.