Одной из ключевых отраслей Казахстана является сельское хозяйство. Несмотря на то, что на эту сферу приходится всего 4,4% ВВП, она охватывает 14% трудоспособного населения страны, так как в сельской местности проживает 7,7 млн казахстанцев.
Трудятся они, в основном, «на земле». Работают фермеры на технике, срок эксплуатации которых, согласно статистическим данным, еще в 2019 году был свыше 10 лет. А это - 86% парка тракторов и 68% парка комбайнов. Средний износ всего парка сельхозтехники составляет 76%. Обновить свою технику был бы рад любой аграрий Казахстана. Вот только вопрос здесь, как обычно, в финансах.
АГАШКИНЫ ЗАМАШКИ
В стране функционирует ряд государственных мер в поддержку фермерам, в числе которых субсидирование при приобретении новой сельскохозяйственной техники в 25% от стоимости.
Это мировой опыт поддержки АПК, вот только с небольшой, но весьма серьезной ремаркой «от агашек»: субсидии выдаются под покупку любой техники – как казахстанской, так и импортной. Проясним, что стоимость их отличается в 2-3 раза, а значит, и объём субсидий соответственно имеет разницу.
Если комбайн отечественного производства стоит 45-49 млн тенге, то импортный комбайн по прайсу ценится в районе 95-140 млн тенге. Теперь посчитаем 25% от стоимости: 11-12 млн против 24-35 млн тенге выделяет государство на покупку одной единицы техники!
Все бы хорошо. Да вот только приобретают казахстанцы приоритетно нашу технику. В 2019 году в стране было куплено 3394 ед. тракторов и комбайнов, из которых 74% казахстанского производства. А учитывая разницу в стоимости с импортом, получается, что 60% субсидий было направлено иностранным производителям. Другими словами, мы из своих налогов оплачиваем труд иностранных компаний, развиваем экономику других стран.
Следует отметить, по информации мониторингового агентства Energyprom.kz, несмотря на пандемию и мировой кризис, казахстанские производители сельхозтехники продолжают активно работать. За 10 месяцев в стране было произведено больше комбайнов и тракторов, чем за весь прошлый год. За январь–октябрь 2020 года отечественные заводы выпустили 2,7 тыс. тракторов и комбайнов — в 2,2 раза больше, чем в аналогичном периоде годом ранее, и почти на 70% больше, чем за весь прошлый год. В целом, количество произведенной СХТ перевалило за 5 тысяч.
Давайте представим, что было бы, если размеры субсидий были на стороне казахстанских производителей. Вот только пока приходится работать с пресловутой ремаркой «от агашек».
КАК ОБСТОИТ СИТУАЦИЯ У СИНЬОРОВ?
Другие страны также имеют свои меры поддержки сельхозмашиностроения, однако у них, в отличие от нас, в приоритете отечественные производители. На это есть несколько причин: Во-первых, цены на местную продукцию не зависят от колебаний валютного курса. Во-вторых, сроки обслуживания и поставки запчастей, произведенных на месте, отличаются со сроками поставок из другой страны. И, последнее, собственная агротехника дешевле, а ее производство создает рабочие места и стимулирует экономику.
Так, к примеру, в Италии функционирует 26 производителей машин для сельского хозяйства. Два известных итальянских бренда Maschio и Gaspardo. Эти компании производят роторные бороны, мульчировщики, сеялки точного высева, сеялки для овощных и зерновых культур и многое другое. Аналогичная ситуация обстоит и в других странах Европы: во Франции, Бельгии, Финляндии, Австрии и др.
Говоря о соседях, российская отрасль насчитывает 100 предприятий, которые производят 3500 моделей и модификаций техники. Не менее мощное сельскохоз машиностроение есть в Белоруссии. Там работают крупные производители. Собственное сельхоз машиностроение имеет и Узбекистан. Созданы производственные мощности различных видов сельскохозяйственной техники.
Все эти производители не только обеспечивают отечественных аграриев техникой, но и экспортируют за рубеж. Добиться всего этого примерные страны смогли благодаря внутренней поддержке собственному производству, давая им делать шаги вперед. В то же время наше законодательство остается на стороне импортеров. Напрашивается вывод о самом настоящем предательстве – когда «агашки» отправляют госказну зарубеж, возможно, уже и сами примеряя на себе статус «синьора».