Электронное правительство: Цифровизация, которую мы заслужили?

Коронавирус обнажил множество проблем, в том числе и в виртуальной инфраструктуре страны. Но стоит отметить, что еще до кризиса, связанного с пандемией, программа цифровизации вызывала множество вопросов, а также нередко становилась объектом критики. Учитывая, что в авангарде всего проекта идет портал eGov, ему доставалось больше всего. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» собрал вместе все самые важные проблемы сайта электронного правительства.

Фото взято с facebook.com/egovkz

Сайт eGov.kz был запущен 12 апреля 2006 года. Его основная задача — быть единой точкой доступа для получения всех видов государственных услуг. За неполных 15 лет автоматизировано уже более 80% служб. Разумеется, это благая весть для всех тех, кто устал бродить по кабинетам в поисках злополучной справки — сервисы сайта помогают избежать лишней бумажной волокиты. Но вместо привычных проблем появились новые, современные. 

  • Технические неполадки

Казахстанцы уже сбились со счету, видя, сколько раз за последние годы портал «ложился отдохнуть». Сбои в работе eGov случаются по несколько раз за сезон. Самые свежие датированы 16 ноября 2020 и 21 января 2021. В обоих случаях пресс-служба АО «Национальные информационные технологии» ссылалась на внутренние затруднения: «Возникли технические проблемы с сетевым оборудованием, которые влияют на работу портала еGgov. Специалисты занимаются устранением проблемы». 

  • Социальные выплаты

В прошлом году многие остались без работы и очень надеялись на положенные им от государства выплаты. Но специально запущенные для этого сервисы и боты в мессенджерах не справились с наплывом обращений, хотя ранее сообщалось, что разработчики предусмотрели все возможные проблемы. Перестал работать в том числе и telegram-бот eGov (@Kenes1414Bot). Экс-министр цифрового развития Аскар Жумагалиев объяснил тогда, что сервисы не справляются с нагрузкой — количество запросов достигало до 15 млн в час. 

«В какой-то момент на портале было 15 млн одномоментных сессий, это нагрузка, которая превышала все штатные режимы. Конечно, это вызвало определенные вопросы, мы с целью решения проблем отключили внешние каналы», — пояснил Аскар Жумагалиев в ходе онлайн-брифинга.

  • ЕНПФ

Ситуация повторилась вновь, когда на портале eGov появилась функция проверки порога достаточности для снятия пенсий. Для многих казахстанцев это был один из самых долгожданных сервисов, его появления ждали с самого начала обсуждения законопроекта. Денежные средства разрешено использовать для оплаты лечения, передачи в инвестиционное управление частным управляющим компаниям и решения самой наболевшей проблемы жителей нашей страны — улучшения жилищных условий. 

Но уже в первую неделю января услуга перестала быть доступной. Представители eGov опять ссылались на технические проблемы. Специалисты ЕНПФ ответили более развернуто: 

«Со 2 по 5 января 2021 года на корпоративном сайте фонда, в мобильном приложении и в личном кабинете будут проводиться технические работы. В этой связи возможна временная недоступность некоторых сервисов».

Получается, компания не предусмотрела грядущий ажиотаж со стороны пользователей, хотя, казалось бы, опыт с предыдущими проектами должен был подготовить IT-специалистов государственных порталов.

  • Утечка личных данных

В 2016 году центр анализа и расследования кибератак обнаружил уязвимость электронного правительства. По словам представителей центра, в открытый доступ попали конфиденциальные данные казахстанцев. Поисковые системы Google и Bing проиндексировали справки об имуществе, участниках компаний и ряд других документов. Как объясняют в центре анализа, злоумышленники могли их просто скачать и использовать в своих целях.  

«Когда вы запрашиваете и скачиваете с egov какую-либо справку, формируется ссылка http://egov.kz/shepDownloadPdf?favorId=(уникальный номер документа)/&iin=(номер ИИН). Если вы эту ссылку отправите другому человеку, он без проблем скачает ваш документ. Проблема в том, что если где-то эти ссылки начинают публиковаться, Google начинает все индексировать. У egov.kz не было запрета на это. Постепенно количество документов увеличилось», говорил тогда директор ЦАРКА Олжас Сатиев. 

Информация об ошибке была передана в НИТ, ее исправили, но специалисты по безопасности считают, что хакеры уже могли использовать «дыру» в своих целях.

Еще один случай произошел в 2017 году. Жительница Алматы сообщила, что кто-то получал справки за нее. 

«Я зашла в свой личный кабинет на еgov и увидела, что кто-то за меня получил адресную справку и справку о наличии (отсутствии) недвижимого имущества», негодовала алматинка, написав пост в Facebook.

Инцидент прокомментировал на тот момент председатель правления НАО «Правительство для граждан» Аблайхан Оспанов: «Мы сделали привязку номера мобильного телефона к e-mail и личному кабинету на egov.kz специально, чтобы отслеживать подобные нарушения и вы всегда могли быть в курсе обо всех заявках на ваше имя. На любое обращение должно быть заявление. Все, что произошло, недопустимо, виновники понесут наказание», заверил глава «Правительства для граждан».

Другие пользователи социальных сетей тоже заметили, что кто-то получал услуги за них. Представители портала попросили всех пострадавших обращаться за консультацией в ЦОН. 

  • Мошенники

Злоумышленники пользуются недостатком цифровой грамотности казахстанцев, чтобы обманом получать доступ к личным кабинетам и электронно-цифровым подписям пользователей портала. В разгар пандемии в мессенджере Telegram появились боты, которые обманывали обратившихся за помощью граждан. Они имитировали процесс подачи заявки на социальную выплату в размере 42 500 тенге.

Фейковые аккаунты просили пользователей произвести оплату единого совокупного платежа (ЕСП) и другие платежи на указанные ими счета. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК своевременно предупредило граждан, что эти каналы являются подставными. Официальные сервисы могут только принять заявку на получение пособия и не должны требовать каких-то выплат.

К сожалению, нет официальной информации о том, сколько людей пострадало от данной схемы. 

Стоит отметить, что портал eGov справляется с задачами, возложенными на него. Но нет предела совершенству, даже в цифровом мире. Поэтому остается уповать на будущее, в котором все проблемы с государственными сервисами будут устранены.