И вспыхнет пламя: Как рабочие Казахстана борются за улучшения условий труда

К сожалению, даже в современном обществе добиться желаемого простым диалогом получается далеко не всегда. В этом на собственном примере убедились сотрудники казахстанских заводов и производств, которые пытались достучаться до работодателей, но, не добившись результата - решили бастовать. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решил вспомнить в каких регионах Казахстана возникали рабочие конфликты.

фото: instagram.com/ zhanalik_ahash

Началось все с работников иностранной фирмы Bonatti из Бурлинского района в ЗКО. Сотрудники компании устроили в начале забастовку, а когда она не подействовала - перешли к более радикальным мерам, и объявили голодовку. 

Рабочие начали действовать 6 января в 11.00. Вести с ними диалог приехал заместитель акима Бурлинского района Алпамыс Кушкенбаев. Позже рабочие объявили, что отказываются от пищи, пока их требование не будет выполнено.

На следующий день сотрудникам пошли навстречу и они вернулись к работе. По словам заместителя акима ЗКО Мухтара Манкеева, по итогам собрания были приняты несколько решений: проиндексировать зарплаты в зависимости от инфляции, выплатить разовую премию в размере оклада, а также провести анализ по каждой позиции.  

Фото: kaztag

Следующими «эстафету» приняли сотрудники ТОО «Инженерная буровая компания «Си Бу». 16 января работники выразили недовольство размером ежегодной премии и устроили забастовку. Об этом сообщил Нуралы Баулыбаев, заместитель руководителя управления государственной инспекции труда Мангистауской области. 

Бастующие просили увеличить размеры премий, несмотря на то, что объемы работ в прошлом году были меньше, чем обычно. Нуралы Баулыбаев пообещал разобраться в ситуации и принять меры. 

Но прошло три дня и ничего не изменилось. Тогда сотрудники компании снова вышли на протест и озвучили свои основные требования компании: 

Работники «Си Бу» добиваются выполнения следующих требований:

- поднять заработную плату на 200 тысяч тенге;

- премии в праздничные дни поднять на 70 МРП;

- тринадцатую зарплату начислять в соответствии с первым требованием;

- в случае простоя работодатель обязан выплатить 50 процентов заработной платы;

- в случае сокращения в первую очередь сокращать граждан Китая;

- в случае невыполнения наших требований, ТОО «СиБу» должно признать себя банкротом.

12 января группа нефтяников компании «КМК-Мунай» опубликовала в социальных сетях видеообращение к главе государства. В нем они просили президента вмешаться и помочь им улучшить условия труда. Не дождавшись реакции от работодателя и ответа от господина Токаева, рабочие решили устроить забастовку, чтобы доказать всю серьезность своих намерений. 

«Мы просим увеличить наши зарплаты на 100 процентов. 12 января мы отправили по этому поводу наши заявления руководству «КМК-Мунай» и акиму Актюбинской области. Однако они отказались выполнять наши требования. «КМК-Мунай» является одной из ведущих нефтяных компаний, чьи показатели добычи ежегодно растут. В то же время по сравнению с другими нефтяными компаниями у нас зарплаты очень низкие. Сейчас, во время пандемии, выросли цены на продукты. Наших зарплат не хватает, чтобы покрыть минимальные потребности. Мы получаем меньше врачей, учителей и даже пенсионеров. Мы приняли решение с 25 января не выходить на работу. Мы просим выполнить наши требования и прислать комиссию в «КМК-Мунай», — говорится в обращении забастовщиков к президенту.

Также они просили прислать на месторождение специальную комиссию, которая выступит посредником между ними и руководителями компании. На эти требования отреагировали местные органы управления. В частности, по поручению акима области Ондасына Уразалина была создана специальная комиссия под председательством заместителя акима региона Салимгерея Бекбергенова.

В итоге удалось найти компромисс: «Забастовка на «КМК-Мунай» завершилась 31 января. Работодатель согласился повысить заработную плату до 200 тысяч тенге, после вычета обязательных налогов. Самый низкоквалифицированный рабочий будет получать 200 тысяч, остальные - в зависимости от разряда: 220, 240 и 260 тысяч тенге соответственно».

 

К забастовке присоединились рабочие еще одной казахстанской компании «АМК Мунай».

«Просим поднять нашу зарплату до 150 тысяч тенге. Операторы в нашей компании зарабатывают 67 тысяч тенге, этих денег не хватает содержать семью, оплачивать комуслуги, покупать продукты, цены на которые растут изо дня в день. Работа в праздничные дни и в ночную смену не оплачивается как положено. Повышение зарплаты - наше единственное требование. Мы обращались в акимат области, инспекцию труда, в партию «Нур Отан», результатов нет, поэтому обращаемся к вам и надеемся на решение проблемы», — говорится в обращении.

Ситуацию прокомментировал руководитель управления по инспекции труда Актюбинской области Саламат Аманбаев. Он заявил, что от «АМК Мунай» никаких письменных обращений не поступало. Также он не смог дать вразумительный ответ касательно зарплат работников производств, сославшись на то, что это внутренние дела компании. 

1 февраля удалось урегулировать ситуацию с нефтяниками «АМК-Мунай». Компанию удалось прогнуть, но не сломать: работодатель согласился увеличить зарплаты на 40 тысяч тенге и пересмотреть систему тарифов, а также наградить сотрудников к Наурызу. Это далеко не все условия, но уже значительное улучшение. 

Но чужой пример заразителен. Очередной «нефтяной» протест объявили водители ТОО «МунайСпецСнаб Компани». Они также требовали повысить заработную плату и отрегулировать регламент работы. По сообщению очевидцев, в акции участвовало около 10 человек. С бастующими встретился Ерлан Сабиев, генеральный директор ТОО «МунайСпецСнаб Компани». 

Представители компании попытались объяснить водителям, почему в данный момент невозможно увеличить заработную плату и продлить часы работы. К согласию прийти не получилось. Пока неизвестно, к чему приведет этот диалог, но есть вероятность, что конфликт получиться урегулировать. 

2021 год начался с протестов сотрудников крупных компаний недовольных условиями труда. События следующие одно за другим, напоминают падающие костяшки домино - и пока непонятно, когда упадет последняя. Мы продолжим следить за ситуацией и дополнять ее по мере развития событий.