Какие нарушения нашел антикор при проверке Минздрава РК

6 февраля на сайте агентства по противодействию коррупции РК опубликовали документ, содержащий анализ коррупционных рисков в деятельности министерства здравоохранения страны. Согласно ему, в период с 17 ноября по 25 декабря прошлого года в ведомстве велась проверка, передает ИА «NewTimes.kz». По ее результатам мы и пройдемся.

Фото взято с сайта zakon.kz

Первое — несовершенство целевых показателей. Если проще, то речь идет о несовпадении цифр и реального положения вещей. В документе установили факт расхождения чисел по летальным исходам от онкологии, коронавирусной инфекции.

Этот вопрос поднимался и ранее, к примеру, редакция liter.kz обращалась за разъяснением в Минздрав, однако тогда в ответе сослались на техническую ошибку.

Или, например, показатели обеспечения пациентов лекарствами и привлечения студентов-выпускников в регионы с высоким дефицитом специалистов. Не хватило ни лекарств, ни врачей, но по бумагам все довольны.

Следующим важным пунктом сотрудники антикора выделили растрату бюджетных средств. Здесь выявлено необоснованное финансирование на сумму около 19 млрд тенге. Не скупились и платили за все, приобретая услуги по завышенным тарифам на сумму 1,6 млрд тенге.

«Аналогичный риск связан с закупом представительских услуг. Сначала министерство, затем подведомственная организация приобретала данные услуги у одного поставщика. В обоих случаях первоначальная сумма увеличена посредством дополнительных соглашений и новых договоров уже после проведения мероприятия. Общая сумма — более 1,1 млрд тенге», — говорится в документе.

Неуместные траты также связаны с финансированием научных проектов. Агентство отметило семь таких, на которые выделили 4,4 млрд тенге, они получили по итогам экспертизы низкие баллы, оказались убыточными и не имели прикладного значения.

«Между тем выявлен факт необеспечения конкурентной среды. За последние три года министерством осуществлено 868 закупок, из них 58% (506) путем прямого заключения договора. Однако объем закупок из одного источника составляет порядка 92 % (64,4 млрд из 70 млрд тенге)», — сообщается в отчете.

Чего еще ожидать от министерства, в котором порядка 400 внутренних актов уже истратили юридическую силу, но по-прежнему используются: «В 28 подзаконных актах установлены правовые пробелы. По 72% госуслугам министерства (28 из 39) до сих пор не определен порядок их оказания. В восьми стандартах закреплены основания для отказа в оказании госуслуги, не установленные законом».

Неспособность планировать закупки и неповоротливость системы в области административных процедур привели к тому, что невостребованных лекарств становилось все больше, а тех препаратов, в которых нуждалось население, наоборот, не хватало. Их дефицит за два года обошелся в 25 млрд тенге.

А все потому, что никто не контролирует ни пошлины на лекарства, ни необоснованное повышение цен на услуги, ни соответствие поставщика этих услуг. Министерство только делегирует полномочия, и на этом его деятельность заканчивается.

Читайте также: Коррупция в цифрах и на местах: Что показал опрос о взяточничестве в Казахстане

И даже вопрос касательно полномочий пустил на самотек — выявились необоснованные денежные поощрения и факты несоответствия занимаемой должности. Мало того что они выписывали друг другу бонусы и премиальные, так еще и при запрете на руководящих местах сидели люди, ранее уличенные в коррупционных преступлениях.

Анализ агентства по противодействию коррупции подчеркивает уязвимость министерства здравоохранения и выделяет множество рисков и коррупциогенных факторов в ее системе. Такое положение дел в организации, отвечающей за охрану здоровья, обеспечение населения лекарствами, а также санитарно-эпидемиологическую безопасность, требует незамедлительной реакции.

«Она обнажила годами копившиеся проблемы, показав несовершенство некоторых процессов участков нашей работы и, даже более того, действовавшие внутри них коррупционные составляющие», — прокомментировал первый вице-министр здравоохранения Марат Шоранов в период проверки.