«При расчете пенсии игнорируют реальные доходы»: Депутаты недовольны Минтруда РК

Депутаты фракции «Народная партия Казахстана», не получив вразумительного ответа, продублировали запрос министру труда и социальной защиты Серику Шапкенову о создании справедливой пенсионной системы, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

По словам депутата Александра Милютина, создание справедливой пенсионной системы является одним из направлений программы «народников», в связи с этим они считают необходимым направить депутатский запрос повторно, поскольку их не удовлетворил ответ на предыдущий от 27 января.

Во-первых, предложение фракции о возврате к солидарной пенсионной системе обосновывается тем, что мировой практикой доказано, что такая система может сбалансированно и успешно функционировать при соотношении, когда на одного пенсионера приходится четыре работающих человека. 

Милютин уточнил, что если исходить из официальной статистики, то в Казахстане сейчас занятого населения — 8,7 млн граждан. И это число как раз более чем в четыре раза превышает число людей пенсионного возраста.

«Просим вас вернуться к обсуждению возврата солидарной пенсионной системы, от которой Казахстан отошел в 1998 году, мотивировать не общими словами, а конкретными финансовыми возможностями из государственного бюджета и фискальными последствиями для работающих», — обратился он к министру.

Во-вторых, в ответе ведомства оставили без внимания предложение фракции о пересмотре возраста выхода казахстанцев на пенсию в зависимости от сложности условий труда.

«Считаем, что предусмотренный законом ранний выход на пенсию только сотрудников силовых структур несправедлив по отношению к шахтерам, металлургам, людям искусства (балеринам), которые теряют профессиональную пригодность гораздо раньше 60 лет. Полагаем, что пенсионное законодательство не должно быть дискриминационным по отношению к разным категориям граждан в зависимости от принадлежности к той или иной сфере деятельности и должно в равной степени учитывать сложности условий труда», — высказался депутат.

В-третьих, «народники» остановились на размерах пенсий. 

Они уточнили, что министерство труда и соцзащиты привязывает минимальный размер базовой пенсии к средней заработной плате, что «не отражает сущности пенсионных выплат, в силу чего экономически и методологически является необоснованной».

«Почему статьи 15 и 16 действующего закона «О пенсионном обеспечении» регламентируют исчислять размер пенсионных выплат в зависимости именно от размера заработной платы? В чем здесь принципиальная смысловая разница? И почему при расчете размера пенсии закон игнорирует реально заработанные гражданами доходы, так как устанавливает ограничение в 46 МРП? Почему правительство не вносит предложение изменить эту норму и привести ее в соответствие с рекомендациями международной организации труда, которые ведомство приводит в своем ответе, о том, что коэффициент замещения утраченного дохода пенсионными выплатами не должен быть ниже 40%?» — спросил Милютин. 

В-четвертых, перерасчет солидарной пенсии нужен с учетом индекса роста реальных потребительских цен.

Читайте также: В Казахстане с 1 апреля меняется методика расчета выплаты пенсии

Депутаты Народной партии Казахстана отметили, что вели речь не о том, чтобы за прошлый или предстоящий период индексировать, в их запросе говорилось о расчете пенсии не с учетом инфляции, а на основании изменения цен на широкий круг товаров.

«Среднестатистический пенсионер не покупает автомобили, цены на которые учитываются при расчете инфляции. Его пенсия должна быть достаточной для приобретения жизненно необходимых  социально значимых потребительских товаров и услуг. Считаем, что при повышении пенсии должен учитываться рост цен именно на такие товары и услуги», — говорится в запросе.

В-пятых, поднимался вопрос о безработице. В документе говорится, что Минтруда осветило процесс деятельности госорганов, достоверность которых вызывает сомнения.

«Наше общество ждет реальных результатов по созданию рабочих мест, а на деле мы слышим громкие доклады и подбитые под нужные цифры статистику, где отсутствуют конкретные показатели, по которым можно было бы судить об эффективности деятельности государственных органов и реализации ими программ по трудоустройству», — резюмировал Милютин.