Мажилисмен от демократической партии «Ак жол» Андрей Линник зачитал депутатский запрос, в котором фракция просит усилить меры по охране образовательных учреждений в Казахстане на фоне резонансных событий в Казани, передает ИА «NewTimes.kz».
Напомним, днем ранее 19-летний стрелок устроил чудовищную массовую резню в школе столицы Татарстана, приведшую к жертвам среди школьников и учителей.
«Казалось, что такие трагедии происходят далеко за океаном, где довольно либеральные подходы к владению оружием, которые, кстати, в последнее время хотят пересмотреть. Но то, что подобное произошло в соседней Российской Федерации, где регламенты по обороту оружия и защищенности объектов образования достаточно жесткие, не может не настораживать и не заставить еще раз обратить внимание на наши требования в законодательстве по антитеррористической безопасности наших школ и дошкольных учреждений», — сказал Линник на пленарном заседании мажилиса.
Так, правительство 3 апреля 2015 года приняло постановление за №191 «Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении», куда включены организации образования и прилегающая к ним открытая территория.
Депутат отметил, что, согласно указанному постановлению, объекты образования вместимостью до 3 тыс учащихся в обязательном порядке оснащаются телевизионной системой видеонаблюдения. Для объектов образования вместимостью более 3 тыс человек к видеонаблюдению добавляется обязательное наличие средств охранной сигнализации, систем контроля, управления доступом и оповещения.
«И все?! На этом, по мнению инициаторов указанного постановления, мер безопасности вполне достаточно?! Функции же охраны в школах выполняют вахтеры, зачастую пенсионного возраста, вежливого и доверительного разговора с которыми порой достаточно для беспрепятственного проникновения в здание. А если придет человек со злыми намерениями, какое сопротивление он почувствует, когда перед ним встанет охранник пожилого возраста?» — задаются вопросами мажилисмены.
По словам Линника, подобных вопросов очень много. Депутаты спрашивают: почему многие здания госорганов как неприступная крепость, с военизированной охраной и пятиметровыми заборами, способными выдержать натиск любого количества агрессивно настроенных людей, а школы, дошкольные учреждения и их территории фактически как проходной двор? Среди прочих были вопросы об антитеррористических учениях в учебных учреждениях.
Кроме того, как отмечается в запросе, согласно пункту 57 приказа министра внутренних дел «Об утверждении правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему», казахстанцы имеют право на приобретение гражданского оружия по достижении 18-летнего возраста после получения разрешения на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
«Почему по нашему законодательству спиртное можно продавать с 21 года, а оружие — с 18 лет? При этом для получения лицензии на оружие достаточно предоставления стандартной справки из нарко- и психдиспансеров об отсутствии лица на учете», — сказал мажилисмен на заседании.
Помимо этого, согласно пункту 2 статьи 18 закона РК «Об охранной деятельности», субъектам охранной деятельности запрещается приобретение и использование служебного нарезного длинноствольного и короткоствольного оружия, за исключением охранных организаций, учрежденных национальными компаниями, осуществляющими свою деятельность в сфере магистральных железнодорожных сетей, магистральных трубопроводов, нефтеперерабатывающего производства и атомной энергии.
«Случай, произошедший в Казани, к сожалению, не единичный. И если там на территорию школы проник посторонний, то имеется немало случаев в разных странах, когда подобные злодеяния совершаются самими учениками школ под воздействием социальных сетей и компьютерных игр», — дополнил Линник.
В этой связи депутаты мажилиса парламента РК просят предоставить ответы на поставленные в настоящем запросе вопросы и требуют:
первое — пересмотреть требования к системе антитеррористической защиты объектов образования независимо от вместимости учащихся путем оснащения:
второе — разрешить сотрудникам охранных служб, охраняющим общественные места, иметь оружие и возложить на них обязанность осуществлять охрану не только имущественного комплекса, но и безопасность людей и т.д.;
третье — усилить работу школьных психологов и участковых инспекторов;
четвертое — ужесточить контроль за выдачей разрешения на ношение, хранение огнестрельного оружия в части: