Цены взлетели на товары первой необходимости – сахар, крупы, масло и овощи. Казахстанцы вынуждены отказаться от мяса и других подорожавших продуктов. В это время довольные и явно сытые члены кабмина вовсю твердят о росте экономики. Только вот когда польза от этого дойдет до населения – вопрос открытый, передает телеканал «Астана».
Экономика Казахстана медленно, но верно восстанавливается. Об улучшении показателей сегодня без стеснения рапортовали абсолютно все члены кабмина.
Только вот позитивными показатели кажутся в сравнении с прошлым годом – пиком эпидемии коронавируса и тотального локдауна. Но об этом министры решили умолчать.
«Продолжается высокий рост в строительстве, информации и связи, обрабатывающей промышленности, водоснабжении, электроснабжении и сельском хозяйстве. На фоне роста торговли на 5,7 % показал положительный рост сектор услуг», — отметил министр Асет Иргалиев.
И если все эти показатели никак не отразились на жизни населения, то вот рост цен на продовольствие почувствовал каждый казахстанец. Только с начала года продукты подорожали почти на 5 процентов. В основном в Атырауской области, Нур-Султане и Шымкенте.
«Если говорить о факторах роста цен, больше всего подорожала импортозависимая продукция – сахар, крупа гречневая, товары с высоким экспортным спросом – масло подсолнечное, а также овощи, по которым традиционно наблюдается рост цен в межсезонье», — сообщил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
При этом, словно оправдываясь, министр заявил: цены выросли во всех странах. Например, в соседней России продукты подорожали в 2-3 раза, чем у нас.
Для стабилизации ситуации нужно увеличить количество отечественных товаров на прилавках, считает Султанов. Планы грандиозные – 100% импортозамещение к 2024 году.
Похоже, до этого времени населению придется умерить свои аппетиты.
«Агентству по защите и регулированию конкуренции держать на постоянном контроле вопрос недопущения ценового сговора доминирующих субъектов бизнеса. Акиматам пополнять стабфонды и проводить интервенции; расширить форвардные закупки до 10 млрд тенге и финансирование «оборотной схемы» до 50 млрд тенге», — сказал министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
На первый взгляд, суммы баснословные. Но это только в масштабах страны. В международном плане наша нацвалюта продолжает терять позиции. Виной всему непрекращающаяся эпидемия, низкие цены на нефть и отток иностранного капитала, считает председатель Нацбанка.
«В апреле инфляция в Казахстане сохранилась на уровне 7%. Нерезиденты в апреле сократили позиции в государственных ценных бумагах на 248 млн долларов США. На фоне сокращения инвестиций и волатильности на внешних рынках курс тенге ослаб на 1%», — отметил председатель Нацбанка Ерболат Досаев.
И пока бумажный тенге в состоянии свободного падения, в Нацбанке работают над его цифровым аналогом.
Пилотный проект запустят уже во втором полугодии, и новая валюта станет доступна населению.
В финрегуляторе пояснили, она не заменит наличные и безналичные деньги, а будет использоваться параллельно.