За первыми лицами Казахстана могла следить вирусная программа: Комментарии эксперта

Международный скандал разразился после обнародования списка лиц, чьи телефоны заражены программой слежения Pegasus. В него попали казахстанские журналисты и политики, передает КТК.

Фото: pixabay.com

В списке тех, чьи телефоны заражены программой слежения Pegasus, засветились 2 тыс казахстанцев: сначала сообщалось о журналистах и общественниках, вскоре список пополнили первые лица Казахстана – президент, премьер-министр и аким Алматы. Никаких официальных комментариев со стороны наших госорганов до сих пор не последовало.

Попали в список несколько активистов, журналистов и даже пара французских правозащитников, связанных с Казахстаном.

«К прослушке я отношусь негативно. Мне бы не хотелось, чтобы меня прослушивали, поскольку у меня есть своя личная жизнь. Я бы не хотел, чтобы что-то вылезло на публику из того, что не касается моей работы. А так, в целом, когда я получил информацию из новостных лент о том, что я оказался в списке, реакция у меня была нейтральной», — говорит журналист Серикжан Маулетбай.

«Пока не стану обращаться в казахстанские правоохранительные органы. Это пустая затея. После консультации с юристами я обращусь в международные организации, в том числе в международный ПЕН-клуб. Дело серьезное – нарушены мои конституционные права. А там посмотрим...» — отметил правозащитник Бигельды Габдуллин.

Активисты уверены, что за журналистами следят давно, вот только никаких доказательств этому раньше не было. Они уже обратились к правоохранительным органам страны и к самим разработчикам программы с целью выяснить, что произошло на самом деле.

«Конечно, как гражданин могу сказать и как журналист, который следит за состоянием дел в Казахстане, могу с 99% сказать, что доверия такого нет, но обращение к правоохранительным органам Казахстана – это необходимость. То, что за журналистами и гражданскими активистами следят, – это не новость, это секрет Полишинеля. Мы всегда об этом знали. Новость – это то, что это стало практически официально известно и вышло уже на международный уровень», — прокомментировал вице-президент фонда «Әділ сөз» Мирас Нурмуханбетов.

В смартфон Pegasus проникает  максимально незаметно. Человек может установить систему слежения, просто обновляя программное обеспечение или получая SMS. Программисты подчеркивают: подобное кибероружие может стоить миллионы долларов. К примеру, просто поиск слабых мест в системах iOS и Android на черном рынке оценивается в 2,5 млн долларов. Однако то, что человек оказался в опубликованном шорт-листе, вовсе не означает, что его обязательно прослушивали.

«Там указано, что эти объекты представляли интерес. Не факт, что они были взломаны, во-первых. Во-вторых, не всегда возможно взломать человека. То есть может он там телефон все время отключает, перезагружает телефон. Здесь просто нужно брать там телефон и изучать», — пояснил руководитель центра анализа и расследования кибератак Олжас Сатиев.

Уже вышло программное обеспечение от независимых исследователей, которое позволяет проверить телефон на нахождение там следов от вируса-трояна.

Авторы израильской программы уже заявляют, что Pegasus разрабатывался исключительно с целью слежки за преступниками и террористами, продают ее только госорганам и спецслужбам. Если докажут, что в списке есть гражданские лица или политики, то в их отношении программу обещают отключить. Кто является заказчиком подобной слежки, выяснить не удалось. По словам программистов, доказать, что за этим шпионажем стоят правительства стран, практически невозможно.