Сохраним страницы истории в памяти народа: Президент призвал снимать фильмы на историческую тематику

Президент Казахстана в своей статье «Независимость дороже всего» отметил, что идея государственности всегда должна отражаться в художественных и документальных исторических произведениях. Он поручил компетентным органам и отечественным телеканалам направить определённую часть госзаказа на создание контента на исторические темы. События VI века до н. э., когда сакские племена, считающиеся предками современных казахов, сумели дать сокрушительный отпор персидскому царю Киру ІІ, нашли свое отражение в исторической ленте «Томирис». Об этом читайте в материале корреспондента ИА «NewTimes.kz».  

фото brod.kz

«Наша история уходит корнями в глубь веков. Важно сохранить эти страницы истории в памяти народа. Необходимо сделать эти уникальные знания понятными и доступными широкой аудитории. Ведь глубокое историческое сознание - это не прерогатива профессиональных историков, обладать им должен весь народ, особенно молодежь. При этом важно не увлекаться масштабными выставками и другими громкими проектами, следует сделать упор на подготовку простых и легких для восприятия детей и молодых людей произведений», — отметил глава государства.

Президент привел в пример фильмы  "Алмазный меч", "Жау жүрек мың бала", "Томирис", "Кейкі батыр", "Тар заман".

«Безусловно, исторический материал невероятно интересен всем и всегда. Надо признать, что эта тема также очень важна для государства, не случайно на этом акцентирует внимание президент. Историческое кино будет интересно зрителю, если его делают профессионально, художественно и качественно. И для того чтобы привлечь внимание зрителей, нужно заниматься этим на высоком уровне. Должна быть выстроена система, которая позволит привлечь внимание аудитории. А молодежь все равно захочет увидеть кино про своих предков, свою страну и ее историю, а значит и про себя», — считает известный казахстанский режиссер и продюсер Абай Карпыков.

В далеком 1969 году при раскопках кургана близ Алматы были обнаружены останки воина, одежда которого была обшита золотом. Находка «Золотого человека», относящаяся к периоду саков-скифов, сыграла важную роль в эпоху становления независимости нашей страны. На территории современного Казахстана было найдено большое количество так называемых «сакских котлов», вооружения, мечей-акинаков. Некоторые элементы искусства саков нашли воплощение в государственных символах нашей страны. Художественный фильм режиссера А. Сатаева «Томирис» переносит нас в те древние времена. Сюжет фильма, в целом, выстроен на информации греческого автора Геродота. В своих трудах он описал подвиги царицы саков-массагетов Томирис. Отношения саков с персидскими правителями так же отражены на Бехистунской скале. Хорошо сохранились высеченные на скалах изображения саков в их остроконечных шапках. Стиль наших предков совершенно не похож на искусство персидских народов; он оригинален и не повторяет культуру других стран, например, древнего Китая или Индии. Этот стиль находит отражение в традициях, одежде и военном искусстве современных казахов.
Создатели фильма «Томирис» учли многие особенности культуры и быта саков, в частности, остроконечные шапки, а так же собрания, на которых решались наиболее важные вопросы.

Фильм режиссера Акана Сатаева рассказывает о событиях, которые происходили на территории современного Казахстана две с половиной тысячи лет назад. Среди древних народов, населявших просторы Евразии, особо выделялись кочевники — великие воины степи. Начинается история с краткого описания жизни царя Спаргапа, который, имея право на царский трон, был вовлечён в войну между родами саков — массагетов. Влиятельные вожди не спешили объединяться под единой властью, отстаивая свои интересы. Спаргап мечом и словом пытался объединить степные племена. В это тревожное время у него родилась дочь — Томирис. Её мать, Бопай, которую Спаргап очень любил, умерла при родах. Забота и воспитание легли на него, и девочка с раннего возраста познала тяготы походной жизни и воинского быта. Взрослея, Томирис обучилась искусству боя, чтобы выжить и противостоять вражеским племенам. Вскоре заговорщики убили ее отца, и героиня была вынуждена скрываться от внутренних врагов. Увидев смерть своих соплеменников, она, полуживая, странствовала по степи и наткнулась на поселение дружественного народа, в основном состоящее из мужественных и воинственных женщин. Она там росла и превращалась в настоящего воина. Теперь ее главной целью было вернуть законный трон и объединить степные племена. Томирис прошла нелегкий путь настоящего воина, полный горьких испытаний. Но самая опасная угроза была у нее впереди: чтобы сохранить свободу своего народа, ей пришлось противостоять несметному войску персидского царя Кира. В этой борьбе Томирис потеряла мужа, сына и друзей, которых умертвили люди Кира в столице царства, в древнем городе Вавилон. Но девушка осталась несломленной, и ей удалось вернуть законный трон. Под ее предводительством племена саков-массагетов сумели дать сокрушительный отпор персидскому царю Киру ІІ, пытавшемуся завоевать Великую степь. Кровопролитная битва закончилась разгромом огромной армии персов и смертью Кира, дотоле считавшегося непобедимым. По легенде Томирис принесли с поля боя голову Кира. Царица приказала наполнить кожаный курдюк кровью и опустила в него отрубленную голову, сказав: «Ты жаждал крови, царь персов, пей теперь досыта!».

Художественный фильм «Томирис» был снят по заказу Министерства культуры и спорта РК на киностудии «Казахфильм». Постановка основана на рассказанной Геродотом истории о противостоянии и победе великой царицы степи - легендарной Томирис над царем персов Киром. 

«Наша главная задача – показать этот пласт мировой истории: быт, войны и искусство саков, массагетов, а также других племен, которые проживали в Центральной Азии в V–VI веках до нашей эры и являлись нашими далекими предками, продемонстрировать, что корни казахов, нашей культуры, уходят в тысячелетнюю глубь веков», – сказал режиссер картины Акан Сатаев.