Работы по строительству двух 56-километровых каналов на дне Каспия уже начаты. Не остановила сотрудников нефтедобывающей компании NCOC и подписанная несколькими десятками тысяч казахстанцев петиция. Люди просили президента страны ввести хотя бы до проведения независимой экспертизы временный мораторий на строительство каналов. Она бы показала, насколько губительно углубление дна для флоры и фауны, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал «Астана».
«Компания NCOC игнорирует петицию общественности по поводу того, чтобы не проводить дноуглубительные работы. Ставили вопрос о том, насколько с точки зрения безопасности для экосистемы обосновано проведение дноуглубительных работ. Экосистема и акватория Северо-Восточного Каспия обеспечивают нас возможностью восстановления природы, очищения воздуха и водных ресурсов, умножения рыбных запасов. Морские обитатели, а также подводная растительность будут загублены, поскольку системный шум и химические изменения чутко улавливаются рыбой. Но, похоже, на данную угрозу все закрывают глаза», — сказала директор ОО «Центр эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова.
Между тем негативный результат работ виден уже сейчас. Наличие живности в прибрежных зонах заметно сократилось.
«В Атырау сейчас критическая ситуация. Море спасало народ. Я, как житель Атырау, могу сказать, что в последнее время мы рыбу не видим. Весной она заменяла мясо, а сейчас дорогая. А красной рыбы, осетровых вообще нет. Каналы намерены построить до конца следующего года. За это время со дна Каспия снимут более 18,5 миллиона кубометров грунта. Это приведет к ухудшению качества воды и дальнейшему обмелению моря», — считает общественный деятель Гулжан Елешова.
«По прогнозу мировых ученых, Каспийское море и дальше будет мелеть. Это только начало. И зная это, они выбирают дешевый вариант: выроем каналы, по ним суда погоним. А уровень моря падает от 9 до 8 метров. Повторяю, они выбирают самый дешевый, самый мерзкий способ — роют каналы. Активисты предлагают альтернативу — вместо рытья каналов использовать более безопасные для экологии суда. Они будут передвигаться по мелководью», — говорит общественный деятель Махамбет Хакимов.
Этот вариант довольно дорогой, но зато менее губительный для экосистемы, уверены общественники.
«Надо создавать флот СНВП. Это суда на воздушной подушке. Да, они дорогие. Но тут такой случай, когда экономия неуместна. Суда на воздушной подушке бывают разные: грузовые, пассажирские, маленькие, большие. Такой флот надо создавать. Там, где сейчас Кашаган, сейчас море, завтра его там не будет. А эти СНВП проходят везде: по суше, по грязи, по воде, сквозь камыш. Это единственный выход», — добавил Хакимов.
Активисты просят прислушаться к ним и признать проект вредным и опасным с точки зрения сохранения и охраны окружающей среды региона. В противном случае, уверяют экологи, Каспийское море повторит судьбу Арала. Поэтому экологи и общественники требуют ввести мораторий на дноуглубительные работы в акватории Северо-Восточного Каспия. До тех пор, пока не будет создана независимая комиссия, которая вынесет объективное решение по строительству. Но пока NCOC не проводила исследования, проигнорировав требования экологов.