Депутаты о поручении Токаева: «МЗП повышают раз в 3 года, а продукты дорожают ежедневно»

Депутаты фракции Народной партии Казахстана просят правительство рассматривать сумму минимальной заработной платы, отталкиваясь от существующих реалий, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Ранее президент Казахстана решил с 1 января 2022 года увеличить минимальную заработную плату с 42 500 до 60 тыс тенге.

Как считают партийцы, это важная инициатива, имеющая масштабный положительный эффект для миллионов казахстанцев. 

В НПК отметили, что они поддерживают решение президента, однако считают, что оно принято в ручном режиме, так как:

  • во-первых, это прямая сфера ответственности и работы правительства в лице министерств труда и социальной защиты населения, а также национальной экономики; 
  • во-вторых, на сегодняшний день в стране отсутствует методологически обоснованная, прозрачная и ясная система принятия решения о повышении МЗП в соответствии с социально-экономическими реалиями и потребностями казахстанцев. 

«Никто из чиновников и многочисленных специалистов министерств и ведомств не сможет четко и аргументированно объяснить экономическую обоснованность расчета минимального размера оплаты труда, ранее равного 42 500 тенге, а ныне 60 тыс тенге или иной другой суммы. Как и не сможет однозначно сказать, почему МЗП повышается только один раз в три года, а цены на продукты питания и услуги, коммунальные тарифы и в целом жизнь дорожают ежедневно!» — сказал мажилисмен Ерлан Смайлов.

По его словам, именно пассивность и бездействие министерств, бессистемность и ситуативность подхода к этому вопросу приводят к ухудшению социально-экономического положения населения, росту бедности и неравенства.

Депутаты подчеркнули, что решение этой системной проблемы очевидно, давно известно и заключается в необходимости скорейшей ратификации конвенции международной организации труда «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», принятой в 1970 году.

Конвенция институализирует и систематизирует защиту работающих по найму лиц от неоправданно низкой заработной платы, а также содержит предложения о процедуре установления минимальной заработной платы.

Так, статья данной конвенции гласит: «Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают, насколько это возможно и приемлемо, в соответствии с национальной практикой и условиями:

  • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
  • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости».

Основой механизмов исчисления МЗП могут быть подходы, основанные на использовании индекса Кейтца — экономического показателя, представляющего отношение установленной законом минимальной заработной платы к усредненной заработной плате, или на основе достаточной потребительской корзины, обеспечивающей качественные параметры жизни.

В большинстве стран Евросоюза индекс Кейтца составляет около 60%. В Казахстане при отсутствии индексации МЗП динамика индекса Кейтца будет иметь тенденцию к снижению.

В аналитическом рабочем документе международного валютного фонда «Европейская минимальная заработная плата: последствия для бедности и макроэкономические дисбалансы» предлагается считать средним значение индекса Кейтца для стран ЕС на уровне 60%. Более низкий показатель свидетельствует о занижении официального минимального уровня оплаты труда по сравнению со средней заработной платой.

По рекомендациям международной организации труда индекс Кейтца должен составлять 50%.

С 1 января в России методика расчета минимальной заработной платы изменилась. Теперь она не может быть ниже 42% от медианной заработной платы, что в течение нескольких лет переходного периода должно вывести для РФ индекс Кейтца на уровень 42%.

В Казахстане до 1 сентября индекс Кейтца составлял 30%. С обновленным показателем МЗП индекс на текущий момент будет равен порядка 42%.

«Благодаря активной позиции профсоюзов и объединений работодателей работа по ратификации конвенции была активизирована. Задача консультаций по ратификации конвенции международной организации труда закреплена пунктом «Достойные условия и оплата труда» генерального соглашения между правительством РК, республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей и республиканскими объединениями (ассоциациями, союзами) профессиональных союзов на 2021-2023 годы», — дополнили в НПК.

Так, стороны договорились, что правительство Республики Казахстан:

  • создаст в первом квартале рабочую группу с утверждением плана работы по проведению консультаций по вопросам ратификации конвенции международной организации труда, в том числе по вопросу ежегодной индексации заработной платы;
  • утвердит «Дорожную карту» по рассмотрению вопроса повышения размера минимальной заработной платы, в том числе путем его ежегодной индексации.

«При этом обращает на себя внимание и настораживает формулировка из приказа министра труда и социальной защиты, где предлагается «до 31 декабря внести предложения о целесообразности ратификации 131-й конвенции МОТ». Вопрос ставится не о консультациях и дальнейшем принятии конвенции, а о ее целесообразности! Тогда как в генеральном соглашении не рассматривается целесообразность, позиция профсоюзов и миллионов их членов заключается в том, что необходимо ратифицировать конвенцию», — озвучил Смайлов.

Депутаты фракции Народной партии Казахстана считают, что приоритетом государственной политики должна стать реальная защита интересов трудящихся казахстанцев и их семей.

В связи с этим они предлагают:

Первое. Правительству РК в лице министерства труда и социальной защиты населения РК в кратчайшие сроки инициировать ратификацию конвенции международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».

Второе. Правительству РК разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы министерства труда и социальной защиты РК показатель системности и методологической обоснованности работы по повышению МЗП в соответствии с социально-экономической ситуацией в стране.

Третье. Правительству РК разработать и внедрить в качестве показателя эффективности работы министерства национальной экономики РК показатель ежегодного реального роста доходов населения страны и повышения качества его жизни.

Четвертое. Разработанные показатели должны стать одними из ключевых при оценке работы вышеуказанных министерств.

Пятое. В случае безынициативности МТСЗН и затягивании сроков ратификации конвенции Народная партия Казахстана при поддержке профсоюзов и объединений работодателей инициирует ратификацию конвенции МОТ.