Независимость дороже: Имена великих казахов, оказавшихся жертвами репрессии

История нашей страны свидетельствует о том, что каждому поколению приходилось сталкиваться с испытаниями. Наши деды видели страшный голод, мировую войну и репрессии. В Казахстане за 1937-1938 годы было незаконно осуждено более 100 тысяч человек, из которых около 25 тысяч были расстреляны. Для того чтобы историческая справедливость была восстановлена, Глава государства поручил создать Государственную комиссию по реабилитации жертв политических репрессий.

«Бережно храня память о несправедливо осужденных, мы сможем построить светлое будущее, фундаментом которого остается наша независимость», — сказал Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость дороже всего». В материале корреспондента ИА «NewTimes.kz» — напоминание лишь о малой части казахской интеллигенции, уничтоженной в годы сталинского террора.

Фото: asambly.kz

Выдающийся сын казахского народа Сакен Сейфуллин родился в крестьянской семье. Еще с детства родители привили ему любовь к поэзии и музыке. Будучи 17-летним юношей он выпустил свой первый сборник стихов «Өткен күндер». А спустя еще три года создал культурное общественно-политическое общество «Жас қазақ» и участвовал в открытии газеты Тіршілік». Основоположник современной казахской литературы, поэт, писатель и политический деятель считал, что казахскому народу нужна возможность развиваться самостоятельно, без вмешательства сил со стороны. Это явилось одной из причин доносов на него соратников по партии. Из-за написания пьесы «Кызыл сункарлар», где он с гордостью говорил о казахской нации, на поэта так же обрушился шквал политической критики.

В сентябре 1937 года Сакена Сейфуллина арестовали. В застенках НКВД КССР он подвергался жестоким пыткам. Был приговорен к смертной казни по обвинению в национализме и террористической деятельности. Поэта расстреляли 25 апреля 1938 года в одной из тюрем Алма-Аты.

В начале апреля 1938 года его супругу Гульбахрам приговорили к семи годам заключения, как жену «врага народа». Дети поэта умерли, будучи совсем маленькими в те страшные годы репрессий. 

Спустя 20 лет, 21 марта 1957 года Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Сакена Сейфуллина за отсутствием состава преступления.

В настоящее время честь Сакена Сейфуллина называют библиотеки, учебные заведения и улицы.

Еще одним выдающимся государственным деятелем являлся Турар Рыскулов. Он родился 26 декабря 1894 года в урочище Бесагаш Семиреченской области.

Получил начальное образование в Меркенской русско-казахской школе-интернат. А в 1917 году создал Революционный союз Казахской молодёжи в Мерке. В 1926 году занимал пост заместителя председателя СНК РСФСР. Турар Рыскулов пользовался большим авторитетом в народе. Он был одним из наиболее влиятельных руководителей в Центральной Азии. Рыскулов инициировал строительство Туркестанско-Сибирской железной дороги в Казахстане, мощных индустриальных центров — угледобывающих и металлургических комплексов Караганды. Под его руководством на территории Центральной Азии и Казахстана были созданы крупные национальные заповедники. Одним из вопросов, которые политик ставил на обсуждение правительства — сохранение единства территории Туркестана, что противоречило линии партии. В центре посчитали, что богатая ресурсами республика, может выйти из состава России. С этого времени начались гонения на Турара Рыскулова. Политика обвинили в «пантюркизме». Во время голода 1932-1933 годов он открыто писал Сталину о судьбе казахского народа, который подвергшись принудительной коллективизации, был лишен основного источника пропитания — скота. Что привело к гибели огромного количества людей. Только после писем Т. Рыскулова в центральном комитете партии стали решать вопрос о продовольственной помощи Казахстану. За свои убеждения, честность, принципиальность Рыскулов был объявлен «врагом народа» и расстрелян 10 февраля 1938 года. Сына казахского народа реабилитировали посмертно в 1956 году.

Советский партийный и государственный деятель Казахстана и Средней Азии Ораз Джандосов считается одним из основоположников национального строительства советского Казахстана. Родился он в семье батрака в Каскеленском районе Алматинской области. Закончив в 1918 году мужскую гимназию в г. Верный, он вступил в ряды коммунистической партии. И с того времени активно принимал участие в революционной деятельности. Начиная с 1921  год Жандосов  занимал пост заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК Туркестанской коммунистической партии. А с 1928 г. был назначен 1-й секретарем Кегенского райкома партии,

Ораз Джандосов оказал большое влияние на динамику и содержание созидательных процессов в национальной казахской культуре и в сфере народного образования.

В период массовых репрессий казахстанской интеллигенции, в 1937 году, Ораза Джандосова исключили из партии и лишили занимаемой должности. В том же году Джандосова обвинили в принадлежности к антисоветской организации и взяли под стражу. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила партийного деятеля к высшей мере наказания. И 2 марта 1938 года он был расстрелян. 8 июня 1957 года Ораза Джандосова посмертно реабилитировали. В честь казахстанского общественного деятеля названа улица в Алматы, на которой установлен его памятник.

Еще один из выдающихся писателей, мыслителей и классиков новой казахской литературы Ильяс Джансугуров принадлежал к первой волне советской казахской интеллигенции.

Ильяс рано потерял мать. Его воспитанием занимался отец, Жансугур Берсугуров, который познакомил его с лучшими произведениями Абая, Шернияза, Махамбета и других авторов. С малых лет будущий поэт был обучен игре на домбре и пению. Свои первые стихи он импровизировал под звуки национального казахского инструмента, с которым не расставался. Ильяс Джансугуров горячо верил в идеалы коммунизма, и, начиная с 1922 года, активно принимал участие в становлении советской власти в Казахстане. Он был первым председателем Союза писателей Казахстана. Перевел на казахский язык произведения русских классиков. Ильяс Джансугуров принимал участие в составлении учебников для школ и был создателем первого казахского календаря, занимался литературной критикой, художественным переводом, а так же вел подготовку к печати произведений казахского фольклора. Начиная с 1924 года Джансугуров проходил обучение в Москве в институте журналистики. Был лично знаком с  В. Маяковским, Д. Бедным, Э. Багрицким и другими русскими деятелями искусства. Одним из первых поднял тему дружбы казахского и русского народов. В 1937 году Джансугуров написал свою знаменитую поэму «Құлагер», которая стала классикой казахской литературы. Поэт внес заметный вклад в развитие национальной культуры.

Как и многие представители казахской интеллигенции в то время по ложному доносу Ильяс Джансугуров был арестован. Ему вменяли в вину создание враждебной организации, попытку поднятия национального восстания и проведение террористических актов. Его подвергали мучительным пыткам для получения подписи под признательным приговором. Его расстреляли без суда в 26 февраля 1938 года. Посмертно поэт был реабилитирован в 1957 году.

Основоположником казахской профессиональной журналистики по праву считается государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист Ахмет Байтурсынов. Родился он в 1873году в Костанайской области. Являлся одним из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале 20 века. Ахмет Байтурсынов является автором первого казахского букваря. А так же совместно с соратниками издавал первую общенациональную газету «Қазақ», в которой рассказывалось о методах ведения земледелия и животноводства и о многом другом. На страницах газеты авторы выступали против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, а так же предостерегали от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости. В газете, а так же призывали к единению нации и о повышении грамотности и культурного уровня казахов. В своей книге «Қырық мысал» Байтурсынов критиковал колонизаторскую политику России, произвол, насилие властей. А так же активно продолжал поднимать казахскую литературу на новый уровень. Это расценивалось властями как проявление национализма.

За свои убеждения Ахмед Байтурсынов был неоднократно арестован по обвинению в националистической антисоветской деятельности. В октябре 1937 года А.Байтурсынова вновь арестовали, предъявив обвинение в связи с террористической организацией – тюркской народной партией. 8 декабря 1938 года его расстрелян как «классового врага». 4 ноября 1988 года Верховный суд Казахстана реабилитировал А.Байтурсынова за отсутствием в его действиях состава преступления.

Одним из основоположников казахской литературы является Беимбет Майлин. Родился он 15 ноября 1894 года в Таранский район Костанайской области в семье скотовода. Он рано лишился родителей, и ему пришлось уже с семи лет зарабатывать себе на пропитание. Лишь в 17-летнем возрасте он пошел учиться в медресе, где и начал писать свои первые произведения. В своих стихотворениях «Черты мусульманина», «Нужда», «Летний вечер» и других, молодой поэт писал о тяготах жизни трудового народа. В своей повести «Памятник Шуги» он  затронул проблему равноправия казахских женщин. За свою короткую жизнь автор успел написать 250 поэтических, более 100 прозаических и 20 драматических произведений, а так же он был талантливым очеркистом и фельетонистом.

Беимбет Майлин внёс большой вклад и в развитие в Казахстане прозы, особенно рассказа. Он был писателем, который писал во всех жанрах литературы, в разных ее направлениях. Его творчеству присуща простота, которая полюбилась обычным людям.

В 1937 году, как и многих талантливых людей того времени, Майлина объявили « врагом народа» и 25 февраля 1938 г. приговорили к расстрелу. Реабилитировали народного писателя посмертно в 1957 году. Его именем названа улица в городе Костанай, а так же аул и гимназия в Тарановском р-не.

В те страшные годы репрессиям подверглись лучшие представители казахской интеллигенции, в том числе и занимавшие достаточно высокие посты и имевшие заслуги перед страной. Как выяснилось позднее, большинство всех дел, заведенных на казахских политиков, писателей и других талантливых людей того времени, были сфабрикованы. На самом  деле, власти хотели уничтожить тех, кто пытался отстаивать интересы казахского народа, открыто говорил о перегибах и злоупотреблений со стороны правящей верхушки. Нужно было устранить тех, кто выступал против форсированного проведения коллективизации, приведшего к гибели миллионов казахов от голода.

Только после смерти Сталина стали пересматриваться дела политических заключенных. Сидящие в застенках тюрем были освобождены, а те, кого расстреляли, были посмертно реабилитированы. Работа по восстановлению исторической справедливости продолжилась после обретения Казахстаном независимости. К этой работе были привлечены известные казахстанские ученые, эксперты и работники архивных учреждений.