Из-за дефицита полупроводников темпы роста продаж новых легковых автомобилей резко замедлились и по итогам восьми месяцев составили лишь 17,7% по сравнению с январем-августом 2020-го. Для сравнения: по итогам первого полугодия этого года рост достигал 29,4%, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на energyprom.kz.
При этом Казахстан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года реализовал на 39% больше легковых автомобилей и легкой коммерческой техники за январь-август. В России продажи выросли лишь на 21,3%, в Китае — на 20,1%, в Японии — на 7,9%, в Германии — только на 2,5%.
Более того, в Южной Корее продажи сократились на 3,4%, а в соседнем Узбекистане — сразу на 35,7%.
В РК продажи новых легковых автомобилей и легкой коммерческой техники за восемь месяцев 2021 года составили 73,4 тыс единиц — как уже было сказано, плюс 39% за год. К слову, подобный годовой рост продаж значительно превышает показатели прошлых лет. Так, в 2020 году рост составлял 21,9%, в 2019-м — 19,6%.
Впрочем, замедление коснулось и рынка Казахстана. В сентябре дилерами страны было реализовано 10,5 тыс легковых автомобилей и легкой коммерческой техники — лишь на 3,3% больше, чем годом ранее.
Очень показательно в то же время, что пока в РК лишь замедлился рост продаж, в мире отмечен серьезный спад.
Читайте также: Почти две трети автопарка в Казахстане составляет автохлам
Так, продажи новых автомобилей в сентябре по сравнению с прошлым годом сократились в целом по миру сразу на 20,3%. Резкое падение продаж было отмечено в Великобритании (на 34,4%), а также в Японии и Италии (на 32,7%). В России продажи в сентябре уменьшились на 22,6%.
Кроме дефицита полупроводников, необходимых в производстве автомобилей, на спад продаж новых автомобилей во всем мире влияет целый ряд факторов: логистические проблемы, энергетический кризис в Великобритании и Китае, рост стоимости сырья, в частности дефицит магния, и другие.
В большинстве стран мира спад продаж новых автомобилей в сравнении с прошлым годом наблюдается четыре месяца подряд.
В целом в 2021 году в РК прогнозируются продажи в районе 110–115 тыс новых автомобилей, что на 18%-24% выше прошлогоднего показателя. Для сравнения: в соседней России рост продаж новых автомобилей по сравнению с 2020 годом, по прогнозам, составит лишь 5%-7%, в Китае и того меньше — всего 4%.
В целом казахстанский автобизнес с проблемами авторитейла справляется лучше, чем в ряде других стран, в первую очередь за счет переговоров с производителями об увеличении квот на поставку импортных автомобилей и комплектующих для отечественных автопроизводителей.
Независимо от ограничений, связанных с коронакризисом, продажи новых «железных коней» в РК показывают существенный рост. Прогноз по продажам на 2022 год — 150-160 тыс авто.