Случаи мошенничества в интернете в Казахстане за последний год выросли в 2,5 раза. Пандемия подстегнула переход на онлайн-платежи, на безналичный расчет перешли даже самые пассивные держатели банковских карт. А вслед за ними в сеть перешли и мошенники. Корреспонденты ИА «NewTimes.kz» провели анализ жалоб пострадавших казахстанцев и постарались разобрать все известные ходы. Ведь предупрежден — значит вооружен.
«На вас оформили кредит»
На эту уловку может попасться каждый, ведь здесь мошенники действуют как бы на стороне пострадавшего и «спасают» его от аферистов. Схема, к сожалению, знакома уже очень многим казахстанцам. И попались на нее тысячи вполне образованных и грамотных людей.
Вам поступает звонок якобы от менеджера банка или из «службы безопасности банка». Уверенный голос на другом конце провода обращается к вам по имени и отчеству, представляется сам и сообщает, что на вас оформили онлайн-кредит на некую сумму. Бдительные «служащие банка» якобы вовремя отследили операцию. Правда, чтобы ее отменить, нужна ваша помощь.
Далее мошенник, как правило, просит выполнить ряд действий. Вас могут попросить дать команды отмены, уточнить какие-то личные данные. Но среди всего прочего мошенник обязательно попросит вас продиктовать код, который пришел по SMS. Продиктовав его, вы дадите преступникам ключ к своим деньгам. Код позволит им сменить пароль, получить доступ в ваш личный кабинет, а дальше уже провести любые операции.
Есть и вариант с продолжением: после проведения всех манипуляций лжесотрудник банка скажет, что кредит все-таки оформлен. Но вам помогут его быстро закрыть, нужно только снять наличность в банкомате и закинуть на свою же карту. Казалось бы, в чем подвох? В том, что вы уже дали мошеннику доступ к своему личному кабинету. А значит, ему теперь будут доступны и зачисленные средства. Вам же останется пустая карта и непогашенный кредит.
Подозрительная операция
Как и в предыдущей схеме, вам звонит «сотрудник банка». К слову, с помощью нехитрых технологий преступники могут «зеркалить» номера, и вам поступит звонок с номера, один в один совпадающего с номером официального колл-центра банка. Мошенник, представившись менеджером, сообщит, что по вашей карте была зафиксирована подозрительная активность. Обычно при этом называется имя и фамилия неизвестного вам человека, на счет которого в другом городе совершен перевод с вашей карты.
Читайте также: Явки, пароли, нулевой баланс: Как не стать жертвой банковских мошенников в Казахстане?
Здесь мошенник тоже оказывается вроде бы «на вашей стороне» и сообщает, что сумма пока в блоке и, чтобы она не ушла, нужно срочно сделать несколько манипуляций. Как правило, все пострадавшие отмечают, что мошенники в этой схеме звучат очень убедительно. Оперируют банковскими терминами, держат профессиональный тон, даже переключают на некие голосовые системы, в которые жертва должна сообщить код из SMS, чтобы «сохранить банковскую тайну».
В итоге все происходит по тому же сценарию: после сообщения кода преступники получают доступ к вашим счетам и списывают все доступные средства.
Улучшаем защиту
Еще один относительно новый способ мошенничества — звонок «из банка» с просьбой переустановить приложение. Мошенник представляется сотрудником службы безопасности банка и говорит, что ваш аккаунт в приложении банка взломали. Теперь в целях безопасности вам нужно удалить приложение в телефоне и установить новое. Ссылку он вам любезно скинет сообщением.
Среди вариантов этой схемы могут быть обновление политики безопасности банка, установка антивируса в целях защиты приложения и другие предлоги. Суть у них одна — вам нужно (на самом деле НЕТ) установить некое приложение по ссылке. Обычно оно на первый взгляд действительно очень похоже на приложение вашего банка. А на подозрительный адрес ссылки многие не обратят внимания.
Как только вы установите требуемое приложение, оно предоставит преступникам полный доступ к вашему телефону со всеми вытекающими отсюда возможностями.
Верните мои деньги
В этой схеме мошенники уже не представляются сотрудниками банков. Сначала вам приходит сообщение о зачислении некой суммы на ваш счет. Затем звонит незнакомый человек, говорит, что по ошибке отправил вам деньги, и просит вернуть на другой счет либо закинуть на баланс телефона, оплатить услугу через терминал.
Читайте также: «Шведский стол» для мошенников: Как распознать уловки в Сети и уберечь свои средства
Как правило, здесь речь идет о средней сумме — от 2000 до 10 000 тенге. А преступник на другом конце провода давит на жалость и срочность: отправлял на лекарства, хотел заплатить за учебу, это были последние деньги. Все это для того, чтобы вы не обращались в банк для возврата средств, а сами перевели свои деньги на нужный счет. «Зачем все усложнять? — говорит мошенник. — Деньги уже у вас, просто переведите дальше».
Уловка в том, что никаких денег вам не поступало, а сообщение о поступлении средств отправлено через сервис массовой рассылки или с номера, похожего на номер банка. Но срочность просьбы и настойчивость звонящего направлены на то, чтобы вы не обратили внимания на такие мелочи.
Что же делать?
Все перечисленные схемы завязаны на психологических приемах, которыми пользовались мошенники всех времен. Войти в доверие, оказавшись на одной стороне с жертвой. Помните, ведь звонящий «хочет помочь вам сохранить ваши деньги»? Либо он такой же пострадавший, который «ошибся счетом».
Еще один фактор — срочность, опасность, которая грозит вам либо звонящему. Экстремальная ситуация намеренно создается, чтобы сбить человека с привычной линии поведения.
Во всем остальном преступники полностью полагаются на удачу и вашу невнимательность. Поэтому достаточно просто не принимать эту игру, не поддаваться панике и не бояться «упустить момент». И если что-то показалось вам подозрительным, то, скорее всего, вам не кажется — перепроверьте.
Алина Абдрахманова