Университеты Казахстана могут поделить на четыре лиги

Мажилисмен Канат Нуров на пленарном заседании палаты заявил, что степень конкурентоспособности казахстанских вузов остается под вопросом, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на МИА «Казинформ».

Фото: unsplash.com

«Несмотря на то что вузы получили академическую свободу, в рамках которой они могут самостоятельно формировать научно-образовательные программы и определять модель развития, степень их конкурентоспособности по-прежнему остается пока под вопросом. Отток казахстанцев в зарубежные вузы, в том числе соседних стран, превысил уже 90 тыс студентов», — сказал Канат Нуров.

По мнению депутата, необходимо дальнейшее развитие научно-образовательного вклада вузов в науку и реальную жизнь регионов, отраслей и страны в целом. Поэтому в целях прозрачного регулирования и эффективного финансирования вузов вне зависимости от формы собственности все казахстанские вузы необходимо на конкурсной основе распределить на следующие лиги: 

  • первая — конкурентоспособные на международном уровне (от 10 и более вузов); 
  • вторая — конкурентоспособные на национальном (республиканском) уровне (от 15 и более вузов);
  • третья — конкурентоспособные на региональном уровне (от 20 и более вузов). 

«Все остальные вузы должны составлять четвертую лигу и для них мотивацией для вступления в эти три лиги должно быть получение необходимой степени автономии, целевой финансовой поддержки, освобождение от профилактических проверок МОН РК и комплексное развитие в рамках реализации миссий университета. Предлагаемое ранжирование станет драйвером системного повышения качества высшего образования в Казахстане, а также развития системы регулирования и финансирования вузов, ориентированной на результат», — считает Нуров. 

Мажилисмен добавил, что политика по развитию конкурентоспособности вузов должна быть направлена на их развитие, а не ограничение, подталкивать их идти вперед, а не бояться закрытия. Вузам нужно предоставлять экономическую поддержку и академическую свободу при условии соответствия заданным выше критериям. Если не соответствуют, значит, не получают финансирование и иную поддержку. 

«И тогда они все в конкурентной борьбе, а где-то через интеграцию с другими университетами будут дальше развиваться от классических научно-педагогических вузов, в которых сильна научная компонента формального образования с анализом происхождения фундаментального знания, до научно-исследовательских, добывающих новые знания, и до научно-технических (предпринимательских), реализовывающих научные знания в технологических инновациях», — резюмировал Канат Нуров.

В статье: