Суд рассмотрел апелляционные жалобы подозреваемых по делу о хищениях при строительстве ЛРТ в столице Казахстана на решение о продлении им срока содержания под стражей до 19 декабря. Но при разъяснении своего решения судья следственной апелляционной инстанции Элеонора Унгарсынова заявила, что подозреваемые уже виновны, ведь они подписывали документы о реализации проекта ЛРТ, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Адвокаты подозреваемых настаивают, что прямых доказательств вины их подзащитных нет, а потому и держать их под арестом до 19 декабря несправедливо.
По их словам, по делу провели уже шесть экспертиз, которые противоречат друг другу.
90% денежных средств, выделенных государством на строительство системы легкорельсового транспорта, перечислены на счета иностранных компаний, задействованных в проекте ЛРТ. Они распоряжались ими по собственному усмотрению, уверяют адвокаты, а казахстанские чиновники, подписывая документы о финансировании проекта, руководствовались не злым умыслом, а постановлениями правительства. Суд с аргументами защитников не согласился.
«Сами знаете, что это обвинение по хищению бюджетных средств при реализации проекта ЛРТ. На сегодняшний день прекрасно знаете, что ЛРТ до сих пор не работает и не закончено. Эти лица, которые подписывали документы, считаются виновными», — сказала Унгарсынова.
По мнению судьи, даже постановление апелляционной коллегии, согласно которому дело о хищениях вернули прокурору, указав на множество нарушений при проведении следствия, не говорит о том, что подозреваемые невиновны.
Но адвокаты настаивают, допущенные в ходе следствия нарушения ставят под сомнение правильность квалификации деяний подозреваемых в хищении.
Так, например, коллегия указала прокурору на преждевременность выводов об участии предпринимателей Улугбека Ачилова и Даурена Абдыхамитова, а также экс-начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашида Аманжулова в ОПГ по хищению денежных средств, выделенных на строительство ЛРТ. Тем более организаторам группировки — бывшему заместителю акима столицы Канату Султанбекову и экс-главе «Астана LRT» Талгату Ардану, которые находятся в международном розыске, не предъявили обвинение по этой статье.
«Судебная коллегия пришла к выводу, что, не определив исполнителя преступления, нельзя квалифицировать хищение как оконченный состав преступления при соучастии других лиц. То есть судом апелляционной инстанции сделаны выводы о необоснованности обвинения, а значит, и подозрение Аманжулова в пособничестве в хищении бюджетных денежных средств.
Поэтому возникает вопрос: о каком на момент рассмотрения материала в суде подозрении Аманжулова в пособничестве хищения денежных средств идет речь? Хищения нет, если нет его исполнителя. Если нет исполнителя, то какое может быть сейчас подозрение Аманжулова в пособничестве в хищении непонятно кому? С ходатайством о продлении срока содержания под стражей не представлено никаких новых постановлений о квалификации деяний Султанбекова и Ардана как исполнителей, а Аманжулова как пособника по этим хищениям», — сказала в суде адвокат Акатова и добавила, что фактически ее подзащитный Аманжулов находится в СИЗО уже 23 месяца по неопределенному обвинению.
Она напомнила, что Рашид Аманжулов был задержан 10 декабря 2019 года. Уголовное дело возбуждено в январе 2018 года. Однако обоснованность подозрений в отношении него за это время не доказана. Более того, судебная коллегия выявила массу процессуальных нарушений. Этот факт, по словам Акатовой, доказывает, что подозрения в отношении ее подзащитного необоснованы. Но...
«Сторона защиты ошибочно полагает, что возвращение дела прокурору в рамках статьи 323 УПК РК снимает обвинения с Аманжулова. Судебная коллегия указала, что следствие не определило организатора хищения, но это не говорит о том, что обоснованность подозрений в отношении Аманжулова отсутствует. Отсутствие организатора не снимает подозрений. Когда следственный суд проверяет обоснованность подозрений, он не может сказать: да, по этой статье все квалифицировано правильно. Обоснованность подозрений заключается в законности и правильности регистрации уголовного дела в отношении лица», — ответила на доводы адвоката судья Элеонора Унгарсынова.
В ходатайстве о продлении срока содержания под стражей указано, что Аманжулов и другие подозреваемые будут мешать расследованию и могут скрыться от суда.
Адвокат Акатова задалась вопросом: а чему они могут помешать, если прокуратура ничего не делает? По ее словам, за месяц органы следствия только собрали следственную группу, которая только собирается возобновлять производство по уголовному делу в отношении Султанбекова и Ардана, а также вынести новое постановление о квалификации деяний Талгата Ардана как исполнителя хищений и соорганизатора ОПГ.
На данный момент исполнителя и организатора хищений из проекта «Астана LRT» в схеме преступления следователей не существует.
«Обоснованность подозрений не указывает на наличие какого-либо состава, это лишь обоснованность подозрений. Именно наличие состава будет решено при рассмотрении судом уголовного дела по существу. В этой связи, уважаемый суд, прошу частной жалобе подозреваемого Аманжулова (о замене меры пресечения с содержания под стражей на домашний арест — прим. автора) отказать в удовлетворении, постановление суда первой инстанции оставить без изменений», — высказался в суде прокурор Олжас Мейрханов.
Судья Унгарсынова оказалась солидарна с доводами прокурора и добавила, что подозреваемые могут не только скрыться и мешать следствию, но и главному судебному разбирательству. Она также отметила, что нарушения, допущенные следствием, не меняют обстоятельств дела. Унгарсынова напомнила адвокату, что срок заключения считается только на стадии досудебного расследования, а сколько человек находился под стражей во время ознакомления с материалами дела и в ходе судебного разбирательства, не имеет значения.
«На сегодняшний день нахождение подозреваемого в течение более 9 месяцев, которые он подозревается в совершении тяжкого преступления, — не основание. Поскольку 9 месяцев — это только должен быть срок досудебного расследования. На сегодняшний день содержание под стражей Аманжулова при досудебном разбирательстве только 6 месяцев. Остальные месяцы — это ознакомление с материалами уголовного дела, рассмотрение уголовного дела в суде апелляционной, первой инстанций. Эти сроки не входят в тот срок, который указан в статье 161-й. Поэтому апелляционная инстанция оснований для удовлетворения частных жалоб стороны защиты не усмотрела», — заключила служитель Фемиды.
Подсудимых не подключали к заседанию суда для выражения своей позиции. Решение следственной апелляционной инстанции нельзя обжаловать.
Следующее заседание о продлении сроков содержания под стражей подозреваемых в хищении госсредств при строительстве ЛРТ будет ближе к 19 декабря.
28 мая этого года в Нур-Султане вынесли приговор по делу о хищениях при реализации проекта строительства линии ЛРТ. Фигурантов приговорили к различным срокам тюрьмы и обязали вернуть в казну почти 6 млрд тенге.
Месяц спустя стало известно, что антикоррупционная служба не стала возбуждать уголовное дело в отношении Каната Султанбекова и Талгата Ардана, хотя имела на это право.
24 августа состоялось первое заседание апелляционной инстанции. В этот же день председатель судебной коллегии Абай Кокжалов не разрешил подсудимым выступать в суде. Апелляционные жалобы зачитали их адвокаты и общественные защитники.
27 сентября подсудимые по делу об «Астана LRT» объявили голодовку. Они требовали разрешения защищать себя в суде апелляционной инстанции.
7 октября судебная коллегия апелляционной инстанции вернула дело прокурору. Тогда судья Абай Кокжалов огласил причину такого решения, отметив, что коллега из первой инстанции допустил неполноту и односторонность суждений при вынесении приговора, а следствие — ряд серьезных процессуальных нарушений.
15 октября стало известно, что проходившие по делу о хищениях при строительстве линии ЛРТ двое обвиняемых выйдут на свободу.
Адвокаты других подозреваемых пытаются доказать судьям, что их подзащитные не должны находиться под стражей.