В современном мире все чаще приходит осознание того, насколько хрупкими оказываются человеческие отношения. В условиях продолжающейся пандемии любое противоречие может перейти в агрессию и фазу неконтролируемого конфликта. И сфера межнациональных, межэтнических взаимоотношений в этом плане является наиболее уязвимой. В своем материале корреспондент ИА «NewTimes.kz» расскажет о том, каким образом в Казахстане удается минимизировать вoзникнoвeние экстрeмизмa и пoслeдующих кoнфликтoв нa нaциoнaльнoй и рeлигиoзнoй oснoвe.
Нa прoтяжeнии всeй истoрии человечества, вoпрoсы мeжрeлигиoзных и мeжэтничeских oтнoшeний были особенно важными. Являясь мнoгoвeкoвoй прoблeмoй цивилизaции, прaктичeски всe кoнфликты и вoйны и в истoрии провоцировали данные прoтивoрeчия. Достаточно вспомнить столкновение в Нагорном Карабахе 1992 года, когда на фоне конфликта на межнациональной почве развернулись боевые действия между Азербайджаном и Арменией, которые продолжались на протяжении шести лет. Во время этого конфликта пострадало 25 тысяч человек. Напряжённость и недопонимание между руководством Грузии и Абхазии, возникшие в 1991 году из-за желания последней выйти из состава Грузии, вылились в открытое вооружённое столкновение. Война на Украине между армией и нерегулярными вооруженными формированиями ДНР и ЛНР, начавшаяся весной 2014 года, явилась результатом напряженной политической обстановки в обществе.
В основе многих конфликтов, которые мы наблюдаем в последнее время лежат притязания того или иного государства на целостность другого. Мы являемся свидетелями напряженности между Арменией и Азербайджаном, Украиной и Россией и этот список можно было бы продолжать.
Казахстан является полиэтническим государством, и благодаря проводимой государственной политике в нашей республике не возникает разногласий и конфликтов на межнациональной почве. С момента обретения Независимости в нашей стране были приняты нормативно-правовые акты, программы и доктрины, позволяющие регулировать отношения между народностями, проживающими в государстве. Но в то же время, так как наша страна является многонациональным государством, вероятность возникновения экстремизма и конфликтов на национальной и религиозной основе все же сохраняется. Для того чтобы минимизировать данные процессы, необходима последовательная этнополитика.
Казахстан имеет не только удобное расположение в центре Евразии, но и обладает многочисленными природными богатствами и огромной территорией. Благодаря этому, а также проводимой политике руководства страны Казахстан вышел на мировую политическую арену. А межэтническое согласие и общенациональное единство являются главным стратегическим ресурсом. В нашей стране проживает и мирно сосуществует более 140 этносов. Обладая различными традициями, языками, культурой, они смогли стать действительно многонациональным консолидированным обществом. Непохожие друг на друга люди смогли установить продуктивные связи, которые в большинстве случаев перерастали в дружеские и родственные отношения.
Ассамблея народа Казахстана (АНК) является надежным и высокоэффективным инструментом согласования интересов нашей многонациональной родины. Важное направление деятельности Ассамблеи— это дальнейшая поддержка межкультурного диалога, развитие общегражданского патриотизма и научно-обоснованного подхода к темам общенационального единства, интеграции и гармонизации межэтнических отношений.
Ассамблеи народа Казахстана была создана в марте 1995 года. Соответствующий Указ Первого Президента РК заложил правовую основу нового этапа конституционного развития казахстанского общества, что позволило сформировать казахстанскую модель межэтнического согласия. У казахстанской модели общественного развития и общенационального единства широкий интеграционный потенциал. И он распространяется не только на пространство Евразии, но и далеко за ее пределами. Страны, входящие в ОБСЕ, охотно перенимают опыт модели межэтнического согласия и взаимодействия нашей страны. На площадках ООН проходят ежегодные презентации этой модели, что показывает ее активную жизнеспособность, пример и интеграционные возможности для укрепления национальной политики разных стран.
Высший руководящий орган Ассамблеи — Сессия Ассамблеи является собранием членов Ассамблеи. Возглавляет АНК президент нашей страны. Президент республики Казахстан по мере необходимости созывает Сессию. Это происходит не реже одного раза в год. Неотъемлемой частью Ассамблеи народа Казахстана являются этнокультурные объединения и Дома дружбы, которые функционируют как многофункциональные ресурсные центры Ассамблеи. А также проводится работа советов общественного согласия и советов матерей.
Казахстан обладает авторитетом, как страна, где эффективно регулируются проблемы межнациональных отношений. И это стало возможным во многом благодаря деятельности Ассамблеи, которая поставили вопросы межэтнического согласия во главу угла. Мировое сообщество и руководство ООН высоко оценили деятельность Ассамблеи народа Казахстана, как организации, обладающей наиболее сбалансированной и эффективной системой обеспечения мира и согласия.
Ассамблея народа Казахстана является гарантом стабильного и мирного сосуществования в конфликтном и многополярном мире. Для того чтобы сохранить межэтнический мир и согласие, важно не только проявлять присущую для казахстанского общества толерантность, но также нужно выработать грамотную и стратегически выверенную национальную политику власти и сильную социальную политику государства.
Представительные органы власти – парламенты играют важную роль в механизме общественного согласия. Они обладают большими возможностями, обеспечивая принципы справедливости при принятии законов. Они осуществляют государственный и общественный контроль при принятии законодательных актов. Институт интерпелляции также защищает общенациональные интересы и контролирует деятельность исполнительной власти. Его контрольными функциями является формирование органов власти, проведение парламентских расследований и слушаний по наиболее значимым вопросам общественной жизни.
Главной политической идеей Ассамблеи народа Казахстана является обеспечение целостности казахского народа. Казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства стала практическим воплощением данной идеи, которая получила заслуженное международное признание.
Конечно, нельзя забывать конфликты, которые произошли в Масанчи и Кордае. Основой этих столкновений стало большое социальное расслоение и социально-экономическое неравенство. Эти случаи указали на проблемы в взаимоотношениях проживающих в казахстанском социуме этносов. Помимо этой проблемы незамедлительного решения требует социально-экономическая, образовательная, культурная, земельная, медицинская сферы. Для решения всех этих проблем нужны новые методы, так как использование традиционных шаблонов уже не срабатывает. В связи с этим, особую актуальность приобретает необходимость повышения конкурентоспособности титульной нации, слияния этносов вокруг казахского народа как культурно-исторического стержня. В связи с этим, Ассамблея народа Казахстана считает важным акцентировать особое внимание на объединяющей функции казахского языка – как государственного.
В Казахстане работает более 100 национальных школ. Для изучения родного языка этносов, проживающих на территории нашей республики, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 языка. Для того чтобы школы работали бесперебойно, правительство страны ежегодно выделяет 11 млн. тенге. Помимо этого им выделяется финансовая поддержка из местного бюджета.
Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. АНК является результатом уникального политического новаторства Казахстана. Опыт ее работы на сегодняшний день становится образцом для других стран мира. На данном этапе Ассамблея народа Казахстана является не просто ровесницей Конституции Казахстана, это два великих гаранта модернизации, стабильности, и процветания нашего общества. Сохранение традиций, безграничное доверие, прозрачность и толерантность, — это то жизненное кредо, которое легло в основу нашего процветающего многонационального государства. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».