За 30 лет суверенитета наша страна преуспела не только в экономике и промышленности. В сфере образования Казахстан также достиг определенных результатов. Еще на заре своей независимости Министерством образовании и науки РК были приняты законы «О науке», «Об образовании», «О правах ребенка в Казахстане». «О государственной молодежной политике». Что позволило привести структуру казахстанской системы образования в соответствие с Международной стандартной классификацией образования, передает ИА «NewTimes.kz».
Система дошкольного образования достигла больших результатов.
Количество организаций дошкольного образования увеличилось с 8 881 до 10 650. Теперь эти организации имеют возможность обучить 885 033 детей дошкольного возраста.
Государственно-частные предприятия являются приоритетными в развитии дошкольного образования страны. За последние 20 лет, благодаря поддержке государства, когда было отмено лицензирование, упрощены нормативы и выделены государственные заказа для частного сектора, количество частных детских садов увеличилось в 28 раз (с 162 до 4608 единиц).
За последние 15 лет охват детей от трех до шести лет дошкольным воспитанием и обучением увеличился более чем в три раза. Полный охват достигнут в 12 регионах (Акмолинская, Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская области, город Шымкент).
В 1991 году охват детей одного—шести лет дошкольным образованием составлял 46,6%. Вынужденная оптимизация дошкольных организаций в первые годы независимости Казахстана привела к сокращению охвата до критических 10,2% в 1999 году (↓36,4%). В 2020 году показатель 1991 года был превышен более чем в 1,5 раза и составил 81,6%.
Демографическая ситуация в современной столице менялась, численность населения расла с геометрической прогрессией за счет миграции населения из областей. Вместо старых пятиэтажек стали строить высотные дома. Детские сады советской эпохи уже не могли вместить такого количества детей.
С 1991 года большая часть учреждений дошкольного образования была закрыта. Количество детей, получающих дошкольное образование, снизилось до уровня менее чем 20% в 1996 году и менее чем 10% в 2000 году. В 1995-1999 годы абсолютное большинство детей стали поступать в школы не достигнув необходимого уровня знаний и навыков.
Обязательная предшкольная подготовка детей стала одним из главных достижений образовательной политики страны. Казахстан - единственная среди стран СНГ, которая законодательно закрепило право ребенка на предшкольную подготовку. В результате в 1999 году впервые в стране были открыты более 6,5 тыс. одногодичных предшкольных классов с контингентом более 130 тыс. детей 5-6 лет. Всеобщий охват предшкольной подготовкой достигнут в 2014-2015 годах (100%).
Сокращение сети дошкольного образования в первые годы независимости отразилось на кадровом потенциале страны. За первое десятилетие численность педагогов сократилась более чем в шесть раз. Минимальное количество педагогов зафиксировано в 1999 году 14 370 чел. Последующий рост сети увеличил контингент педагогов в 2005 году в 1,3 раза, в 2010 - в три раза, 2020 – в более чем 6,5 раз (2020 г.- 95 860).
Показатели образовательного уровня кадров также демонстрируют положительную динамику. Повсеместное открытие факультетов дошкольного воспитания и обучения, а также ускоренных обучающих курсов способствовало повышению их образовательного уровня. За 30 лет независимости доля педагогов с высшим образованием выросла в три раза (с 20 500 в 1991 году до 62 082 в 2020 году), с техническим и профессиональным образованием сократилось почти в 2,5 раза (с 72 200 в 1991 году до 30 802 в 2020 году).
Все мы знаем, что дошкольное образование является ключевым звеном в формировании основных базовых компетенций человека. С каждым годом этот уровень образования все более доказывает свою приоритетность в развитии человеческого капитала. Именно в этом возрасте формируются когнитивные функции: память, внимание, речь, мышление и т.д. Поэтому инвестиции, вложенные в дошкольное образование окупаются очень быстро. Осознание особой важности дошкольного образования приводит к пониманию его необходимости в нашем обществе.