Основные вехи истории развития науки в Казахстане

Еще с глубокой древности началось зарождение научной мысли в Казахстане. Доказательством тому являются археологические исследования и письменные источники. Эти памятники древности содержат в себе сведения о культуре городов и поселений, построенных еще в VIXXI веках на территории современного Казахстана, передает ИА «NewTimes.kz».

фото Tengrinews

Намного позже, в VIII—XXI веках в Средней Азии и Казахстане главенствующее положение заняла арабская культура, и арабский язык на территории халифата стал господствующим. Однако местные жители смогли сохранить свою культуру и язык. В этом немалая заслуга ученых того времени, выходцев из завоеванных арабами стран. Города средневековья славились во всем мире не только своими знаменитыми ремесленниками и шумными базарами и, но и учеными, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю Казахстана.

В городе Отырар, расположенном на Великом Шелковом пути, протиравшемся от Китая до Европы, родился великий ученый Абу Наср ал-Фараби. Он был выходцем из привилегированных слоев тюрков. Основу научных знаний Абу Наср получил здесь же в Отраре, где прожил до наступления своего 20-тилетия. Здесь будущий ученый имел возможность впитывать в себя философские и научные произведения библиотеки, которая  в то время являлась второй в мире по числу книг и рукописей. Он в подлиннике читал труды Аристотеля, Платона и других древнегреческих философов. Впоследствии Абу Наср ал-Фараби стал одним из основоположников восточного перипатетизма.  Его богатым научным наследием являются свыше 200 трудов, которые он ставил после себя. Трактаты философа стали связующим мостом для сближения культур Запада и Востока, они оказали большое влияние на европейское Возрождение.

На территории нынешнего Казахстана, в государстве Караханидов, образовавшемся в X веке и просуществовавшем около трех веков, жил и создавал свои замечательные произведения мыслитель и поэт Юсуф Баласагуни. Этот общественный деятель изложил в поэзии социальные, политические и эстетические и многие другие проблемы общества. Его труд «Кутадгу билиг» (Благодатное знание) был переведен на десятки языков и был известен во многих странах мира. «Знания, язык, добрые дела» – эти три главные ценности, которые прославлял мыслитель Востока Ю. Баласагуни. Неоценимый вклад передовых деятелей науки и культуры Востока уже в те времена был признан европейским миром. Свидетельством этому являются переводы произведений восточных ученых и поэтов на французский, итальянский, испанский и многие другие языки.

В начале XVI века ученые ряда стран Западной Европы и России обратили свой взор на территорию Казахстана и стали знакомиться с историей народа, проживающего на этих землях, с его культурой, бытом и обычаями.

Первым, кто написал фундаментальные работы об истории становления казахской нации, был А. Левшин.  В своем труде «Описание кыргыз-казахских, или киргиз-кайсацких, орд и степей», созданном еще в 1832 году, он изложил результаты исследования по географии, истории и этнографии казахского народа. Великий казахский общественный деятель Ш.Уалиханов назвал А. Левшина Геродотом казахского народа, а его произведение считал бесценным научным достоянием. Изучением казахстанской степи, а также формированием демократической научной мысли во второй половине XVIII века занимались такие русские исследователи как Н. Пржевальский, Г. Потанин, П.Семенов-Тян-Шанский, Они оказали огромное влияние на становление демократических взглядов таких казахских просветителей, как Абай Кунанбаев, ШоканУалиханов и Ыбрай Алтынсарин.

В начале XX века образование казахские дети могли получать лишь в аульных медресе, где обучение сводилось к заучиванию аятов из Корана. Немного позднее было открыто несколько русских и русско-казахских школ, в которых стали обучаться немногим более 19000 казахских детей.

А к 1932 году в Казахстане уже функционировали более десяти опытных станций и научно-исследовательских институтов, вели свою работу лаборатории, метеорологические станции, а так же геологоразведовательные организации. Передовыми научными учреждениями того времени являлись  институты по перестройке сельского хозяйства, почвоведения, овцеводства и институт экономических исследований при Госудасртвенной комиссии по планированию.

В 1935 году начал закладываться Алматининский ботанический сад, которому  был присвоен статус научно-исследовательского учреждения.

С началом Великой Отечественной войны большинство научных учреждений и высших учебных заведений, которые существовали к тому времени в Советском союзе, были переброшены в нашу республику. В казахстанских институтах работали ученые, которых знал весь мир. Это В.И. Вернадский, И.П. Бардин, Л.С. Берг, Н.Ф. Гамалея и многие другие.

 

Благодаря ряду предложений, внесенных учеными, значительно укрепилось положение оборонной и народнохозяйственной промышленности, были открыты новые месторождения марганцевых руд, черных металлов, вольфрама и молибдена и другие.

В 1942 году был образован Химико-металлургический институт и Институт астрономии и физики, а в 1943 году были открыты  Институты почвоведения, ботаники, зоологии и тропических болезней. В период с 1942 года по 1945 год открыли свои двери специализированные Институты металлургии, химии и горного обогащения.

В1991 году Казахстан обретает Независимость и это становится отправной точкой в новом витке развития отечественной науки. В 1992 году правительством был принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан», который обеспечил функционирование науки в республике, как особо важной для общечеловеческого прогресса сферы. В этот же год было образовано Министерство науки и новых технологий. Этот государственный орган наделялся полномочиями проведения единой государственной научно-технической политики.

В 1993 году стали проводить государственную экспертизу научно-технических программ, которые финансировались за счет государства. В этом же году  создали нормативно-правовую основу перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод, а также утвердили стандартный порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым проектно-технологическим работам.

 

В 1998 году в Астане была проведена выставка, где выставлялись  результаты работ, проведенных в научно-технической сфере. Государство поддержало развитие машиностроения, атомной промышленности и энергетики в стране, в связи с этим были составлены проекты программ для их дальнейшей поддержки. Также было составлено заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса. Стали выпускать высокоэффективные катализаторы с обширным спектром использования. В лабораториях научно-исследовательских институтов были выведены новые сорта риса и пшеницы. Стали использоваться инновационные способы разведки и добычи полезных ископаемых, а также их эффективного использования. Было запущено производство отечественных компьютеров и ряда промышленных электронных устройств. Стали выпускать тепловые и электрические счетчики, счетчики холодной и горячей воды,  медицинские приборы и многое другое.

Ученые нашей республики обеспечили процессы управления государством, внося этим неоценимый вклад, Они исследовали философию и историю Казахстана начиная с древних времен до наших дней. В контексте взаимовлияния восточной и западной культур были составлены новая философия и методология науки. Были исследованы развитие конституционного процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития. Организовали Высшую научно-техническую комиссию, которая является ответственным консультативным органом, определяющим государственные приоритеты в развитии фундамента и прикладной науки и техники, а также дальнейшему прогнозированию. В список юбилеев, проводимых при поддержке ЮНЕСКО, было включено 100-летие со дня рождения академика К.И.Сатпаева. В апреле 1999в Париже состоялась международная научная конференция, которая была посвящена этому событию. На ней прошла выставка «Наука Казахстана: из прошлого в будущее».

Для того чтобы повысить конкурентоспособность отечественных технологий и науки, в последние годы проводятся множество исследований ученых. Для того чтобы сформировать производства, связанные с наукой, проводится реструктуризация научной базы, более эффективно используются природные и минеральные ресурсы, проводится выпуск новых материалов и препаратов, техногенные остатки перерабатываются более совершенными способами,  работа горно-металлургического комплекса стабилизируется, достижения молекулярной и клеточной биологии находят свое применение в биотехнологии, в медицине, сельском хозяйстве и т.д.

За период обретения независимости страны были использованы новые методы организации науки и управления научным творческим процессом, были созданы благоприятные условия для работы ученых, а также было подготовлено новое поколение научных кадров, которое сможет эффективно использовать систему интеграции образования и науки.