Дополнительное образование детей как особая образовательная система и специфический тип образования имеет относительно краткую историю в нашей стране. Но современный статус и имеющийся потенциал дополнительного образования был сформирован на протяжении длительной истории разнообразной деятельности учреждений внешкольной работы. Об этом корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказала руководитель Международного фонда по продвижению технического образования в странах СНГ, директор интеллектуального центра «Уркер», кандидат педагогических наук Анара Тугельбаева.
«Наш интеллектуальный центр был открыт 2012 году. Мы одними из первых в республике начали заниматься предоставлением услуг по дополнительному образованию. И это не случайно, потому что мой трудовой двадцатилетний стаж связан с системой «Дарын». Это республиканский научно практический центр по работе с одаренными детьми. Проработав в этом центре, я поняла, что все проводимые мероприятия: это олимпиады и научные проекты, охватывают минимальное количество детей. Они не могут охватить детей из сельской местности, из районов. В олимпиадах, организуемых центром «Дарын», учувствуют в основном ученики специализированных школ. Но школьники из обычных школ, из глубинок, из районных центров так же хотели бы проверить свои знания и умения. Поэтому возникло желание помочь этим детям раскрыть и развить интеллектуальные способности»,— поведала Анара Тугельбаева.
В чем отличие конкурсов, проводимых интеллектуальным центром «Уркер»?
«Мы охватываем детей от дошкольного возраста до студентов. Но основной упор мы делаем на начальную школу. Наши конкурсы творческие и соответственно задания являются тоже творческими, нацеленными в основном на развитие воображения. Еще Эйнштейн говорил, что если у детей не развить воображение, то в будущем эта личность будет обедненной. И период, когда нужно развивать воображение — от пяти до 13 лет. И если его не развивать в этом возрасте, то дальше это практически невозможно будет сделать. Поэтому мы проводим для детей различные интеллектуальные турниры, как республиканские так и международные. Новосибирский институт повышения квалификации является разработчиками многих наших конкурсов. Совместно с российскими партнерами, а также с институтом дошкольного образования, институтом дополнительного образования мы проводим различные интеллектуальные конкурсы и викторины»,— добавила собеседница.
Руководитель международного фонда также рассказала, в чем отличие олимпиад, проводимых интеллектуальным центром «Уркер» от других конкурсов.
«По итогам турнира мы каждому ребенку даем лепестковую диаграмму о его способностях. Конкурс состоит из 10 заданий, которые разработаны специалистами, учитывающими возрастные особенности каждого ребенка. После участия в олимпиаде, ему выдается специальная диаграмма, в которой описаны все его сильные стороны. В течение года проводится три конкурса. Это «Новые науки», «В гостях у Пифагора» и «Языкознание». Также проводим командные конкурсы, где ученики участвуют группами, и где развивается партнерский дух»,— продолжила спикер.
Анара Тугельбаева рассказала о республиканских тематических викторинах. Это марафон «Уркер», который проводится каждый год. Например, в этом году он был посвящен тридцатилетию независимости республики Казахстан. Олимпиада называлась «Байтерек». В ней принимали участие дошкольники и поэтому задания были разработаны с учетом того, что они пока не умеют читать и писать. В основном задания были на логику и раскрытие творческого потенциала.
В год 175-летия поэта и просветителя Абая была проведена тематическая викторина, посвященная дню рождения великого казахского писателя.
Следующий конкурс называется «Бастау». Он рассчитан на учеников вторых — пятых классов. Это комплексная олимпиада по выявлению детей, которые дальше будут принимать участие в подобных конкурсах и викторинах.
«Когда-то один очень известный педагог, подготовивший многих олимпиадников международного уровня, Давид Данелин, говорил мне о том, что готовить детей с пятого класса— это уже слишком поздно. Начинать подготовку нужно уже со второго класса. Поэтому мы назвали этот конкурс «Бастау», что в переводе означает «начало». Эта комплексная олимпиада состоит из математических заданий и вопросов на знание языков. Олимпиада проходит в два этапа. Осенью прошли математические турниры, а зимой будут проводиться олимпиада по языкам: казахскому, русскому и английскому»,— рассказала собеседница.
Следующая олимпиада называется «Путь к Олимпу». В ней принимают участие школьники шестых— восьмых классов. Это уже те дети, которые ранее участвовали в олимпиадах и перешли на новую ступень. В этом конкурсе задания уже более сложные, рассчитанные на подготовленных учеников, им предлагаются специальные олимпийские задания по математике, физике, химии, биологии, языкам, литературе, истории и правоведению. Эти задания разрабатываются олимпийским комитетом из числа ученых и заслуженных преподавателей, имеющих огромный опыт подготовки олимпиадных заданий. Их 70 человек, с каждым из них заключен договор сотрудничества.
«Помимо всего перечисленного мы проводим «Турнир Ломоносова». Задания очень интересные, разработанные в свое время российскими учеными, но в последнее время задания для таких предметов как математика и физика разрабатывают наши казахстанские ученые. Эти конкурсы позволяют массово выявить способности детей, их интерес к олимпиадам. В соседней России насчитывается около 48 интеллектуальных олимпиад, проводимых за год. У нас в Казахстане их проводится гораздо меньше. Но дело не в этом. Главное выбрать самую качественную олимпиаду. Конечно, в наш век интернета можно наткнуться и на кустарно произведенные олимпиады, когда скачивают готовые задания и проводят турниры. Но опытные учителя уже могут различить, где оригинал, а где подделка. Многие родители и преподаватели, однажды поучаствовавшие в наших олимпиадах, сами звонят и предлагают прислать им задания, выявляющие способности одаренных детей. Благодаря участию в олимпиадах у ребенка просыпается интерес к предметам. Для этого они и созданы. Не зря над их разработкой трудятся десятки ученых умов»,— сказала Анара Тугельбаева.
Участие в интеллектуальных олимпиадах оказывает положительное влияние на дальнейшее развитие ребенка и в последующем во взрослой жизни это тоже оставит свой положительный след. А самое главное, что детям самим нравится выполнять конкурсные задания, проверяя свой ум, логику, эрудицию и воображение. Над разработкой заданий для дошкольников мы привлекли профессиональных писателей-сказочников, чтобы ребенок, выполняя задания, мог окунуться в сказочный мир, мог попутешествовать, провести исследование. Каждый год тема олимпиад меняется.
«С нами на протяжении многих лет сотрудничают грамотные учителя, которые понимают насколько важным является участие детей в наших олимпиадах. Они проводят своего рода рейтинг своих учеников, выявляя особенно одаренных из них для дальнейшего участия в олимпиадах. Например, ученик девятого класса не сможет в первый раз участвуя в турнире, занять какое-либо призовое место, потому что он должен был подготовиться к этому уже начиная со второго класса. Так что это кропотливый труд учителей, которые начиная с младшего звена, ведут подготовку своих учеников, выявляя их способности и умения»,— продолжила спикер.
Когда учащиеся 10 —11 классов участвуют в республиканских или международных олимпиадах и занимают там призовые места, то это дает им преимущественное право при поступлении в казахстанские вузы.
«До недавнего времени участникам олимпиад, для которых задания разрабатывали российские специалисты, предоставлялись гранты в Омский университет имени Достоевского, а также в Московский институт стали и сплавов. С наступление пандемии мы приостановили сотрудничество с данными вузами. Надеюсь, когда мы станем жить обычной нормальной жизнью, мы возобновим работу с этими университетами. Хотелось бы отметить, что многие отечественны высшие учебные заведения, а также вузы соседней страны заинтересованы в привлечении казахстанских ребят обучаться у них. Я думаю, что наши дети обладают всеми качествами, для того чтобы достойно представлять нашу страну на любом уровне»,— рассказала руководитель фонда.
Спикер также добавила, что все же главной и основной целью проведения интеллектуальных олимпиад все же является общее поднятие развития и образованности ребенка, повышение интереса к школьным предметам, углубленного их изучения. В данных олимпиадах участвуют школьники из отдаленных сел, аулов, для которых выбраться в город, а тем более в столицу является серьезной проблемой. Но так как конкурсы проходят в формате онлайн, то они с удовольствием принимают в них участие. Детям предоставляются красочные материалы с бланками ответов. После проведения олимпиады материал остается у ребенка. На проверку отправляется лишь бланк с ответом.
«Мы имеем сайт, на котором размещаем все олимпиады. Теперь все желающие могут зайти на нашу площадку и выполнить задания из казахстанских олимпиад. Задания очень интересные, ученикам они очень нравятся. В прошлом месяце в олимпиаде «Бастау» приняли участие около 10 тысяч детей со всей республики. Задания настолько понравились как ученикам, так и преподавателям, что мы получали очень много положительных отзывов. Помимо школьников, учителя начальных классов с удовольствием решали задания на логику и умственное развитие.
Случалось даже что не все учителя могли справиться с олимпийскими заданиями, что говорит о низкой подготовке преподавательского состава некоторых школ. Все задания рассчитаны на то, чтобы развить интерес к предметам. И теперь дети, находящиеся в любом уголке Казахстана могут поучаствовать в интеллектуальных олимпиадах онлайн на нашем портале. Ребенок может находиться дома, во время каникул, зайти наш сайт, выполнить задания и по окончании через свой личный кабинет получить сертификат или диплом»,— сказала Анара Тугельбаева.
Очень много профильных олимпиад предлагается и для студентов.
«Для студентов ТиПО мы предлагаем олимпиаду имени Сатпаева, задания для которой разработали выпускники «Болашак». Эти продвинутые ребята придумали технические задания для будущих энергетиков, строителей, инженеров, экологов. Это имя выбрано не случайно, так как Сатпаев был очень разносторонним, он хорошо знал и обладал математическими, экономическими знаниями. Был прекрасным физиком, биологом. Поэтому эту олимпиаду мы назвали в честь нашего знаменитого соотечественника. Также мы предлагаем олимпиаду для медицинских колледжей «Гиппократ», для студентов юридических специальностей представлена олимпиада «Жетi жаргы». Для железнодорожных колледжей недавно прошла олимпиада «Турксиб» с очень интересными заданиями»,— добавила спикер.
Российские партнеры Международного фонда по продвижению технического образования в странах СНГ получают благодарственные письма с Министерства образования Российской федерации за помощь в развитии школьников. Они участвуют совместно с МО РФ во всех конференциях и других мероприятиях.
«Я сама часто бываю в соседних странах, таких как Россия, Украина и наблюдаю большой интерес к работе частных образовательных центров. Очень хотелось бы, чтобы к нашей работе был бы проявлен такой же интерес. Потому что мы делаем одно общее дело— развиваем интеллектуальные способности наших детей, которые в будущем будут делать историю нашей страны. В нашем небольшом коллективе работает около 20 человек. Это очень компетентные и образованные люди, любящие свою работу и желающие дать частичку своих знаний детям. Так же команда разработчиков тестовых заданий, которые вкладывают всю свою душу, опыт и интересные задумки в вопросы для олимпиад. Мне самой это все так интересно, потому что я тоже беру для себя что-то новое и увлекательное. И я понимаю насколько у детей расширяется кругозор, насколько они становятся образованными и пресвященными благодаря этим заданиям и вопросам»,— продолжила руководитель международного фонда.
Призеры интеллектуальных олимпиад получают помимо медалей еще специальные подарки— сумки для обуви. Учителя, которые обучили и подготовили одаренных детей, получают благодарственные письма. Это большой труд взрастить ребенка, который занимает призовые места в республиканских олимпиадах.
«Помимо учеников мы обучаем и учителей. У нас есть образовательный портал Сана, на котором мы проводим обучающие семинары для преподавателей. Что там происходит? Мы находим самых продвинутых учителей, имеющих большой опыт и предлагаем им делиться своими накопленными знаниями и раздаточным материалом. Эти семинары проходят в онлайн режиме каждую среду и четверг. Это настолько поучительно, за два часа учитель получит не только багаж знаний, но и весь накопленный материал того продвинутого учителя, который тот накопил не весь свой учительский стаж. Мы это начали практиковать во время пандемии и продолжили это делать в настоящее время, так как преподавателям очень понравилась эта практика. Мы приглашаем учителей не только из нашей республики, но из других стран. Буквально недавно у нас выступала разработчик и автор российской программы «Одаренные дети России» Анна Чумакова, которая в режиме онлайн поделилась очень интересной информацией по работе с одаренными детьми»,— резюмировала кандидат педагогических наук Анара Тугельбаева.