Преподаватель вуза как субъект образовательного процесса

В современном обществе тема формирования положительного образа личности является очень актуальной. Текущая ситуация предъявляет высокие требования к деятельности преподавателей. Именно они ответственны за подготовку высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Исходя из этого, качество подготовки специалистов имеет огромное значение и зависит в большей степени от профессионализма преподавательского состава того или иного учебного заведения. Об этом и о многом другом корреспондент ИА «NewTimes.kz» побеседовала c доктором юридических наук, профессором кафедры гражданского, трудового и экологического права юридического факультета ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Анар Мукашевой.

фото examen.ru

— Здравствуйте, Анара! Скажите, пожалуйста, каким образом вы повышаете свою квалификацию?

— Темпы развития образования и деятельности педагога требуют от педагога-исследователя непрерывного повышения квалификации, то есть работы над собой, самообразованием. Я работаю на юридическом факультете с 2010 года вначале в должности доцента кафедры, потом заведующего кафедрой (2011-2018), профессором (2018 – по настоящее время). Сегодня юридический факультет Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева – один из крупнейших факультетов Казахстана. Специальность «Юриспруденция» аккредитована независимым Казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (HKAOKO-IQAA). В 2019 году данная специальность прошла аккредитацию в агентстве НААР и FIBAA.

Для повышения квалификации мною комбинируются три основные составляющие, а именно теоретическую, практическую и методологическую.

Теоретическая включает в себя изучение теоретического, научного, научно-методического материала для выпуска научных статей, монографий и учебных пособий. Более того, я периодически прохожу курсы повышения квалификации как в офлайн, так и в последние 2 года в онлайн режиме, в том числе «Coursera». Так, в 2020 году проходила повышение квалификации по направлению «Антикоррупционная Экспертиза проектов нормативных правовых актов», проведенный Агентством РК по противодействию коррупции совместно с Фондом развития парламентаризма в Казахстане; в 2021 году получила сертификат о прохождении научной стажировки в Анкаринском университете (Турция). Являясь заместителем председателя диссертационного совета по группе специальностей «Право» на постоянной основе представленные к публичной защите диссертационные исследования докторантов.

В рамках изучения практической деятельности принимаю активное участие в разработках, обсуждении проектов законодательных актов, состою в экспертных рабочих группах по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан. В частности, являюсь Членом Научно-Консультативного совета при Сенате Парламента РК, Членом экспертной комиссии по оценке эссе кандидатов в судьи в рамках квалификационного экзамена на квалификационной комиссии при Высшем судебном совете РК.  Тем самым, обогащаю свою научно-педагогическую, научно-исследовательскую деятельность актуальным материалом непосредственно с закнодательной и правоприменительной практики.

Параллельно мною совершенствуется методология преподавания посредством участия в круглых столах, семинарах и курсах повышения квалификации по методам и способом преподавания дисциплин для студентов высших учебных заведений. В 2020 году повышила квалификацию по дополнительной профессиональной программе «Методы студентоориентированного обучения в университете», проведенный Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» (РФ); в 2021 году прошла повышение квалификации по курсу «Инновационные методы обучения» в Казахском национальном университете имени аль-Фараби (РК) и многие другие.

 — Что изменилось в методике преподавания?

— Пандемия и дистанционная форма преподавания внесли свои коррективы в методику преподавания, что повысило уровень внедрения цифровизации жизнедеятельности общества, в том числе студентов и преподавателей. Благодарю оперативной реагированию руководства университета мы смогли сохранить тот же темп и вовлеченность в учебный процесс, тем самым даже значительно улучшить отдельные методы синхронного и асинхронного онлайн-обучения.

Активный и интерактивный методы, используемые мною при преподавании юридических дисциплин сохранился и успешно реализовывался и при дистанционной форме обучения, единственно, что поменялось это инструмент или вид живого «face to face» общения, на онлайн общение.

— Какова система оценивания знаний студентов?

— Оценка учебных достижений обучающихся ЕНУ осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы, согласно которой итоговая оценка студента за семестр по каждой дисциплине выводится на основе суммирования рейтинговых баллов, полученных им во всех контрольных мероприятиях по данной дисциплине в течение семестра и при сдаче итогового контроля (экзамена). При этом 60% от итоговой оценки приходится на текущий и рубежный контроль, и 40% — на оценку экзамена.

Максимальная оценка по каждому виду контроля составляет 100 баллов.

Все виды текущего и рубежного контроля отражены в рабочей учебной программе дисциплины, учебно-методическом комплексе дисциплины, силлабусе.

Итоговая оценка (ИО) рассчитывается следующим образом:

ИО = ОРД×0,6+ОЭ×0,4

где     ОРД – оценка рейтинга допуска;

ОЭ – оценка, полученная на экзамене.

Оценка рейтинга допуска рассчитывается как среднее арифметическое из оценок, полученных по каждому виду контроля в первой и второй половине семестра, соответственно. Обучающийся допускается к экзамену только в случае, если его оценка рейтинга допуска составляет не менее 50 баллов. Максимальная оценка рейтинга допуска составляет 100 баллов.

Итоговая оценка выставляется только после сдачи экзамена в соответствии со шкалой, приведенной ниже:

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

%-ное содержание

Оценка в традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

С

2,0

65-69

Удовлетворительно

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

FX

0,5

25-49

Неудовлетворительно

 

F

0

0-24

 

 

— Какую учебную и методическую литературу вы используете?

— В современный век интернета основная необходимая литература доступна в электронном формате, что позволяет внедрять международные стандарты и использовать новейшие методики преподавания юридических дисциплин для студентов высших учебных заведений. В нашем университете предоставлена возможность доступа к различным библиотекам республики и мира в цифровом формате, благодаря чему я могу изучать труды, научные исследования казахстанских и зарубежных ученых. Профессорско-преподавательский состав и студенты имеют доступ к базе данных «Эпиграф», ЭБС «Лань», Znanium. com, ЭБС «IPRbooks», ЭБС «Университетская библиотека онлайн»; зарубежные базы данных Passport, EBSCO Pulishing, Oxford Scholarship Online, Scopus, Science direct, elibrary USA, Clarivate Analytics, Web of Science (WOS), Springer Link, Elsevier, Thomson Reuters, Polpred.com, Российской Государственной библиотеки (РГБ), Республиканской межвузовской электронной библиотеки, др.

Более того, в Казахстане имеются Информационно-правовые системы нормативных правовых актов Республики Казахстан и зарубежных стран, предоставляемые на безвозмездной (ИПС «Әділет») и на возмездной (ИС «ПАРАГРАФ», ИС«BestProfi») основах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» официальное опубликование нормативных правовых приказов руководителей центральных госорганов, их ведомств, нормативных правовых постановлений центральных госорганов, нормативных правовых актов маслихатов, акиматов, акимов, ревизионных комиссий осуществлялось до 1 января 2017 года.

ИПС «Әділет» помимо указанных официальных публикаций НПА включает также справочные версии нормативных правовых актов, поддерживаемые в контрольном состоянии. ИС «Параграф-Юрист» и ИС«BestProfi» представляют собой комплекс правовой информации, который содержит тексты нормативных правовых актов, нормативно - технической документации, комментарии к законодательству, решения Верховного Суда, обзоры судебной практики и много другой информации.

Наличие подобного рода информационных система намного облегчает изучение и проведение учебных занятий в онлайн-режиме, позволяя посредством демонстрации экрана непосредственно проводить уяснение и изучение правовых норм, применять методы сравнительного правового анализа, поиск решений материалов судебной практики и многое другое.

 — Каким образом была организована ваша работа во время карантина?

— В нашем университете обучение проводилось на цифровой платформе «Microsoft Teams», что позволило непрерывно проводить обучение синхронно и асинхронно, а также активно участвовать по всем направлениям деятельности кафедры, факультета, университета. Например, участвовать, организовывать и проводить собрания, заседания, конференции различных уровней. Положительным моментом данного онлайн-режима было возможность участия в один день на различных площадках.

Элементарно, время, которое я раньше тратила на то, чтобы, добираться с дома до работы и обратно, я трачу на подготовку презентаций и иного познавательного материала для студентов.  

Организация работы в период дистанционного обучения позволила мне, кроме проведения учебных занятий для студентов, находить время для творческого, научного исследования проблем в юридической сфере.